Энциклопедия решений. Как заполнить и представить уведомление об участии в иностранных организациях?

Сроки и порядок уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях

Согласно общему правилу, если доля участия лица, на которого возлагается обязанность, предусмотренная пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ (далее - Обязанность), в иностранной организации составила более 10%, он обязан уведомить об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев либо с даты возникновения участия в иностранной организации с долей более 10%, либо с даты изменения доли участия в иностранной организации, результатом которого явилось превышение ею размера 10% (абзац первый п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Если организация-налоговый резидент РФ, осуществляющая доверительное управление имуществом, внесет его в капитал иностранной организации 05.08.2016, в результате чего приобретет долю в ней 50%, то с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ она должна будет уведомить об этом налоговый орган не позднее 07.11.2016.

Данное правило действует с 15.03.2016 и, на наш взгляд, обратной силы не имеет (п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ, ст. 5 НК РФ). Это означает, что руководствоваться им следует в отношении фактов участия в иностранных организациях с долей свыше 10%, имевших место с указанной даты. Прежняя же редакция норм ст. 25.14 НК РФ предписывала исполнять Обязанность в течение одного месяца также либо с даты возникновения участия в иностранной организации с долей более 10 процентов, либо с даты изменения доли участия в иностранной организации, результатом которого явилось превышение ею размера 10 процентов. Этот порядок следовало распространять на факты возникновения участия в иностранных организациях с долей более 10% с 15.06.2015 (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ (далее - Закон N 376-ФЗ), п. 2 ст. 5 НК РФ). Информацию же о долях участия в иностранных организациях, превышающих 10%, по состоянию на 15.05.2015, сохранившую актуальность на 14.06.2015, налогоплательщики должны были представить в налоговый орган не позднее 15.06.2015 (ч. 4 ст. 4 Закона N 376-ФЗ). Однако специалисты финансового ведомства исходят из того, что уведомление должно быть представлено в тех случаях, когда соответствующие основания возникли после 15.05.2015 (см. письмо Минфина России от 03.09.2015 N 03-04-08/50752).

Исключение из общего правила уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях предусмотрено лишь для физических лиц, которые в момент превышения долями такого участия размера 10% не являлись налоговыми резидентами РФ, но получили данный статус по итогам соответствующего календарного года. В таком случае уведомление об участии в иностранных организациях (далее - Уведомление) представляется в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом, при условии наличия на его конец (на 31.12) долей в иностранных организациях, превышающих 10%. Данное правило установлено абзацем вторым п. 3 ст. 25.14 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ, вступившей в силу 15.03.2016 (ч. 2 ст. 5 указанного закона). Оно не имеет обратной силы (ст. 5 НК РФ), в связи с чем, на наш взгляд, руководствоваться им следует в отношении фактов участия в иностранных организациях с долей более 10%, возникших с указанной даты.

Повторно уведомлять налоговый орган об участии в иностранных организациях не требуется (абзац третий п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

При прекращении участия в иностранных организациях налогоплательщик также обязан проинформировать об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (абзац четвертый п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомления налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту своего нахождения, а налогоплательщики-физические лица - по месту жительства, которым в общем случае признается адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 25.14 НК РФ). Исключение из этого правила предусмотрено лишь для налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших. Они представляют Уведомления в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомления представляются по установленным формам (форматам) в электронной форме, однако налогоплательщики-физические лица вправе представить их и на бумажном носителе (п. 4 ст. 25.14 НК РФ). В постановлении Девятого ААС от 18.08.2016 N 09АП-30292/16 отмечается следующее: Уведомления представляются юридическими лицами, в том числе состоящими на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков, в налоговые органы только в электронной форме и исключительно по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление, направленное организацией иным образом, в том числе на бумажном носителе, не считается представленным.

Форма и порядок заполнения Уведомления, а также формат и порядок его представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@.

В Уведомлении указываются в том числе следующие сведения и информация (п. 5 ст. 25.14 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 20.04.2016 N 03-01-23/22693):

- дата возникновения основания для представления Уведомления;

- наименование иностранной организации, уведомление об участии в которой представлено налогоплательщиком;

- регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

- доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица.

При представлении Уведомления в порядке, установленном абзацем вторым п. 3 ст. 25.14 НК РФ указанные данные приводятся по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году представления Уведомления.

При обнаружении налогоплательщиками неполноты указанных в Уведомлении сведений, неточностей либо ошибок в его заполнении, они имеют возможность внести в него соответствующие дополнения, уточнения и (или) исправления посредством формирования и представления в налоговый орган уточненного Уведомления (п. 7 ст. 25.14 НК РФ). Специалисты финансового ведомства исходят из того, что изменения сведений, которые на основании п. 5 ст. 25.14 НК РФ подлежат отражению в Уведомлении, также могут рассматриваться в качестве основания для подачи уточненного Уведомления, так как представляемая информация должна быть достоверной и обеспечивать возможность идентификации иностранной организации (письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-01-10/6453).

Специального порядка и сроков представления уточненных Уведомлений не установлено, что свидетельствует о том, что их следует представлять в порядке, установленном для уведомлений, по факту выявления налогоплательщиками неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленных ранее Уведомлений.

Представление уточненных Уведомлений является правом, а не обязанностью налогоплательщиков. При этом налогоплательщики заинтересованы в реализации данного права, поскольку подача уточненных Уведомлений до момента, когда они узнали об установлении налоговым органом фактов отражения в первоначально представленных Уведомлениях недостоверных сведений освобождает их от ответственности, предусмотренной ст. 129.6 НК РФ (п. 7 ст. 25.14 НК РФ).

За неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления или представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 129.6 НК РФ, образуют следующие действия (бездействие) налогоплательщиков, обязанных представлять в налоговый орган Уведомление:

- непредставление Уведомления (см. также постановление Девятого ААС от 18.08.2016 N 09АП-30292/16);

- представление Уведомления с нарушением установленного срока;

- представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения об иностранных организациях.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.