Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях

Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях

С 01.01.2015 налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о своем участии в иностранных организациях, то есть в иностранных юридических лицах, компаниях и других корпоративных образованиях, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организациях, филиалах и представительствах указанных иностранных лиц и международных организациях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ), если доля такого участия, определенная в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10% (пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ). Порядок и сроки исполнения этой обязанности (далее - Обязанность) раскрываются в ст. 25.14 НК РФ.

Обязанность возлагается на налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами РФ (пп. 1 п. 3.1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 25.14 НК РФ). Кроме того, с 15.03.2016 Обязанность распространена на лиц, признаваемых в соответствии с НК РФ налоговыми резидентами РФ и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации (п. 3.3 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 5 Закона N 32-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 03.08.2016 N 03-01-23/45492). Пункт 3.3 ст. 23 НК РФ обратной силы не имеет (ст. 5 НК РФ).

Следует обратить внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщиками признаются не только организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, но и иностранные структуры без образования юридического лица (далее - иностранные структуры) - в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 19 НК РФ). В то же время, учитывая, что в п. 3.1 ст. 23 НК РФ иностранные структуры прямо не поименованы, а также то, что нормы глав части второй НК РФ не возлагают на иностранные структуры обязанности по уплате налогов, считаем, что Обязанность у них не возникает.

В связи с тем, что НК РФ не предусмотрено специального порядка определения налогового статуса лиц (налоговый резидент РФ - не налоговый резидент РФ) для целей исполнения Обязанности, при решении данного вопроса следует руководствоваться нормами ст. 207 НК РФ в отношении физических лиц и ст. 246.2 НК РФ в отношении организаций. Частично такой подход находит подтверждение в письмах Минфина России от 03.09.2015 N 03-04-08/50752, от 21.04.2015 N 03-08-05/22689.

Нормы НК РФ не раскрывают вопроса о том, на какую дату должно определяться резидентство лиц для целей исполнения Обязанности. В письме Минфина России от 30.04.2015 N 03-01-11/25295 разъясняется, что в целях уведомления об участии в иностранных организациях налоговое резидентство физического лица определяется в соответствии с количеством дней, проведенных таким физическим лицом в РФ на дату возникновения Обязанности. При этом в письме от 03.09.2015 N 03-04-08/50752 специалисты финансового ведомства исходили из того, что на основании п. 2 ст. 207 НК РФ для определения резидентства физического лица необходимо установить количество дней его нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих определенной дате. Соответственно, при определении налогового статуса физического лица для целей решения вопроса о возникновении у него Обязанности следует учитывать непрерывный 12-месячный период до даты возникновения соответствующего основания, предусмотренного НК РФ.

Наряду с этим на основании абзаца второго п. 3 ст. 25.14 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ, вступившей в силу 15.03.2016 (ч. 2 ст. 5 указанного закона), налогоплательщики-физические лица должны определять налоговый статус еще и по итогам календарного года, в котором имело место возникновение (изменение) доли участия в иностранной организации, являющееся основанием для уведомления об этом налогового органа, если на дату соответствующих событий они не являлись налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо учитывать, что в случае признания физического лица налоговым резидентом РФ по итогам календарного года Обязанность возникает у него только при наличии на 31 декабря этого года доли участия в иностранной организации, размер которой, определенный по правилам ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%. Для организаций какого-либо специального порядка определения резидентства не предусмотрено. Отметим, что ранее возможность определения резидентства физических лиц для целей п. 3.1 ст. 23, п. 1 ст. 25.14 НК РФ по итогам налогового периода прослеживалась из писем ФНС России от 30.06.2015 N ЗН-3-17/2536@, от 12.02.2015 N СА-3-14/460.

Из п. 3 ст. 25.14 НК РФ в системной взаимосвязи с пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ следует, что основаниями возникновения Обязанности являются следующие события (факты) (см. письмо Минфина России от 26.10.2015 N 03-03-06/61247):

1) возникновение участия в иностранной организации, если доля такого участия, определяемая в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ, сразу превышает 10% (см. также письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-01-11/58002;

2) изменение доли участия в иностранной организации, результатом которого является превышение ею размера 10 процентов, определяемого в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ. Очевидно, что информировать налоговый орган об изменении доли участия в иностранной организации в пределах 10 процентов налогоплательщики не обязаны.

При этом из абзаца пятого п. 3 ст. 25.14 НК РФ вытекает, что Обязанность не возникает у налогоплательщиков, участвующих в иностранных организациях исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях (то есть компаниях, являющихся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников - п. 2 ст. 11 НК РФ), являющихся российскими организациями. Данное исключение действует с 15.03.2016 и обратной силы не имеет (п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Закона N 32-ФЗ, п. 4 ст. 5 НК РФ). Это, по нашему мнению, означает, что указанные налогоплательщики все же должны уведомлять налоговый орган об участии в иностранных организациях, возникшем до 15.03.2016.

Необходимо учитывать, что положения п. 3 ст. 25.14 НК РФ обязывают налогоплательщиков информировать налоговый орган и о фактах прекращения участия в иностранных организациях. Представляется, что это актуально только для тех налогоплательщиков, доля участия которых в иностранных организациях на дату его прекращения превышала 10%. При этом до конца не ясен вопрос о необходимости информирования налогового органа в связи с изменением доли участия таких налогоплательщиков в иностранной организации, выразившемся в ее снижении до 10% и ниже. Наиболее безопасным представляется вариант с уведомлением налоговых органов и в таких ситуациях. Так, в письмах Минфина России от 13.09.2016 N 03-01-23/53376, от 23.08.2016 N 03-01-23/49321 представлена следующая точка зрения: налогоплательщик обязан представить уведомление об участии в иностранной организации о каждом случае изменения доли участия в такой иностранной организации. Это указывает на целесообразность уведомления налоговых органов и о фактах изменения доли участия в иностранной организации в пределах от 10 до 100 процентов.

Полагаем, что налогоплательщики, уведомившие налоговый орган о событиях (фактах), с которыми изначально связано возникновение Обязанности (о возникновении участия в иностранной организации с долей более 10%), впоследствии должны информировать налоговый орган о фактах прекращения участия в иностранных организациях даже в случае, если на соответствующие даты они утратят статус налоговых резидентов РФ. В противном случае налоговый орган будет иметь неактуальную информацию об участии налогоплательщиков в иностранных организациях, хотя из письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-04-08/50752 вытекает иная точка зрения.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.