Энциклопедия решений. Порядок признания лиц контролирующими иностранные компании

Порядок признания лиц контролирующими иностранные компании

На основании п. 13 ст. 25.13 НК РФ лицо, признаваемое налоговым резидентом РФ, вправе самостоятельно (по собственной инициативе) признать себя контролирующим лицом иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица (далее - иностранная структура) по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 6, 10, 12 той же статьи.

Наряду с этим признание лица контролирующим может осуществляться и по инициативе налогового органа. Так, п. 8 ст. 25.14 НК РФ установлено, что при наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры), но при этом такой налогоплательщик самостоятельно не направил в налоговый орган уведомление о контролируемых иностранных компаниях (далее - Уведомление), налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование (далее - Требование) о его представлении.

Специального порядка направления налогоплательщику Требования не установлено. На основании п. 4 ст. 31 НК РФ оно может быть передано налоговым органом налогоплательщику или его представителю непосредственно под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. Но если налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, то должны применяться последний вариант (направление Требования в электронной форме).

Информация, которую должно содержать Требование, перечислена в п. 9 ст. 25.14 НК РФ, в том числе, это:

- наименование иностранных организаций (иностранных структур), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом;

- описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры);

- период, за который налогоплательщику необходимо представить Уведомление.

Налогоплательщик, получивший Требование, может:

1) либо согласиться с доводами налогового органа и признать себя лицом, контролирующим иностранную компанию (иностранные компании), представив Уведомление. В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании пп. 2 п. 3 ст. 25.13 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с Уведомлением соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено Уведомление, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов (п. 10 ст. 25.14 НК РФ). Данная возможность появилась с 15.03.2016 (пп. "з" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ). Согласие с доводами налогового органа имеет положительные для налогоплательщика стороны. Так, налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании пп. 2 п. 3 ст. 25.13 НК РФ, освобождается от ответственности, предусмотренной ст.ст. 129.5 и 129.6 НК РФ, в случае представления в установленный срок Уведомления в отношении компаний, информация о которых содержится в Требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются (п. 11 ст. 25.14 НК РФ). Приведенная норма также вступила в силу с 15.03.2016 (пп. "з" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Закона N 32-ФЗ);

2) либо попытаться опровергнуть их, представив до истечения установленного для представления Уведомления срока пояснения относительно изложенных в Требовании фактов, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения, которые будет обязано рассмотреть должностное лицо налогового органа (п.п. 10, 11 ст. 25.14 НК РФ). При этом срока для такого рассмотрения не установлено. Представляется, что результатом рассмотрения пояснений налогоплательщика будет являться:

- либо признание налоговым органом налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры). В этом случае возможно привлечение налогоплательщика к ответственности на основании ст. 129.6 НК РФ. Производство по делу о таком налоговом правонарушении будет осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ (п. 11 ст. 25.14 НК РФ);

- либо установление налоговым органом факта отсутствия оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры). Порядок оформления данного результата и процедура дальнейших действий при принятии такого решения нормами НК РФ не урегулированы. Представляется, что налоговый орган в этом случае должен как минимум уведомить налогоплательщика о том, что он не является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.