Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ)

Ответственность за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ)

Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено два самостоятельных вида правонарушений, а именно:

1) непредставление в установленный срок формы СЗВ-М;

2) представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Ответственность за совершение указанных правонарушений несут плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

К ним применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

 

Нарушение срока

Для данного состава правонарушения необходимо и достаточно факта бездействия - непредставления сведений в установленный срок. Дальнейшие действия либо их отсутствие на наличие правонарушения не влияют.

Поэтому привлечение страхователя к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ возможно и в случае просрочки представления сведений на один день позже установленного срока (см. решения АС Свердловской области от 18.08.2016 по делу N А60-33389/2016, АС Челябинской области от 01.09.2016 по делу N А76-15602/2016).

Суды считают привлечение к ответственности в этом случае правомерным, т.к. несвоевременное представление сведений не только препятствует осуществлению органами ПФР возложенных на них функций, но так же затрудняет реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение (определение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 09.08.2016 по делу N 2-362/2016).

Расчет санкции в этом случае осуществляется исходя из расчета 500 руб. штрафа за каждое застрахованное лицо (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.2017 N Ф03-4421/17 по делу N А51-2962/2017).

Пример

Представить форму СЗВ-М за ноябрь 2016 года необходимо не позднее 10.12.2016. Это суббота. В связи с этим форма СЗВ-М должна быть представлена не позднее 12.12.2016. Представление формы после этой даты (например, 13.12.2016) будет являться основанием для привлечения страхователя к ответственности.

Представление неполных и (или) недостоверных сведений

Ни один из нормативных правовых актов, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, не расшифровывает понятие "недостоверные сведения".

По общему правилу под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов, сведения, не соответствующие действительности.

Таким образом, можно предположить, что к недостоверным сведениям могут быть отнесены как фактически представленные сведения, но содержащие неточности (искажения), так и отсутствие таковых, которые следовало отразить, но в силу определенных причин этого сделано не было.

Сведений, которые страхователь обязан представлять в новом отчете по каждому лицу, немного. К их числу относятся только:

1) фамилия, имя и отчество;

2) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);

3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). При этом как указано в самой форме, ИНН заполняется только при наличии у страхователя данных об ИНН физического лица.

В связи с этим, на наш взгляд, к недостоверным сведениям может быть отнесено, например, указание в форме некорректного СНИЛС (присвоенного иному физлицу), несоответствие СНИЛС и ИНН.

 

Ответственность, установленная ст. 17 Закона N 27-ФЗ, бесспорно будет применяться в случае умысла виновного лица, т.е. когда лицо осознавало противоправный характер своего действия (либо бездействия). Иными словами, страхователь знал, что нарушает закон, но при этом представлял заведомо недостоверные сведения (или умышленно не отражал имеющиеся у него сведения). В то же время, рассматриваемое правонарушение может характеризоваться и наличием неосторожной формы вины. А это значит, что нельзя исключить возможность привлечения лица к ответственности, в случае выявления органом контроля в полученных сведениях ошибок, допущенных плательщиком страховых взносов по неосторожности.

В случае, когда страхователь самостоятельно находит ошибку и вносит исправления в СЗВ-М до момента обнаружения этой ошибки территориальным органом ПФР, оснований для применения финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона N 27-ФЗ, у Пенсионного фонда нет (постановление АС Поволжского округа от 11.12.2017 N Ф06-27663/17 по делу N А65-15614/2017).

При привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя. При этом в самом Законе N 27-ФЗ механизм снижения суммы штрафа отсутствует.

Применить выявленные при рассмотрении дела смягчающие обстоятельства и снизить размер взыскиваемого штрафа вправе только суд (решение АС Свердловской области от 05.09.2016 по делу N А60-31924/2016).

С 01.01.2017 уплата штрафа осуществляется на основании требования, которое должно быть выставлено страхователю в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения. Исполнить требование необходимо в течение 10 календарных дней со дня его получения, при условии, что в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (ч.ч. 15, 16 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм финансовых санкций по требованию взыскание производится органами ПФР в судебном порядке (ч. 17 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

 

История вопроса

До 01.01.2017 штраф мог быть взыскан за счет денежных средств на счетах страхователя в банке (ст. 19 Закона N 212-ФЗ), а при их недостаточности или отсутствии взыскание могло быть обращено на имущество страхователя (ст. 20 Закона N 212-ФЗ) (ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ; информация ПФР от 08.02.2016).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.