Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы

В учредительных документах юридических лиц содержатся сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (п. 4 ст. 52 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ. В связи с вступлением в силу данных изменений учредительные документы юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с измененными нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц после указанной даты (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Таким образом, существует заявительный и уведомительный порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) в регистрирующий орган представляются:

а) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@

Форма N Р13001 содержит титульный лист, а также несколько листов (А-М), предназначенных для указания соответствующих изменений в сведениях: об организационно-правовой форме, наименовании юридического лица, адресе, размере уставного капитала, филиалах, представительствах, видах экономической деятельности.

Заявителем при регистрации изменений может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (директор, генеральный директор, президент) или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, например управляющий (пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Заявление должно быть подписано заявителем. Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Решение может быть оформлено в виде протокола и должно соответствовать требованиям, установленным законом (например, п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 28, п. 2 ст. 29, п. 2 ст. 49, п. 3 ст. 49 Закона об АО).

в) изменения, вносимые в учредительные документы (устав) или устав юридического лица в новой редакции. Если документы подаются непосредственно в регистрирующий орган или почтовым отправлением, то изменения в учредительные документы или устав в новой редакции представляются в двух экземплярах.

Если документы на регистрацию направляются в электронной форме, то для получения экземпляра учредительных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа заявителю при направлении документов в регистрирующий орган нужно указать на необходимость их получения и способ получения.

г) документ об уплате государственной пошлины (квитанция или платежное поручение с отметкой банка о его исполнении) представляется в подлиннике. Государственная пошлина за регистрацию изменений уплачивается в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 800 рублей (20% от размера пошлины за регистрацию создания юридического лица).

Внимание

Государственная регистрация изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов с 1 сентября 2014 года в соответствие с нормами ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) не облагается государственной пошлиной (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Оплата государственной пошлины должна производиться юридическим лицом, документы которого представляются на регистрацию.

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов влечет отказ в государственной регистрации ( пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой VIII.1 Закона о госрегистрации.

Регистрация изменений учредительных документов, связанных с изменений места нахождения юридического лица, производится с учетом особенностей, установленных п. 6 ст. 17 Закона о госрегистрации (см. также п. 9 письма ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52@).

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно в регистрирующий орган либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).

При получении документов от заявителя, регистрирующий орган (многофункциональный центр) выдает или направляет почтой или в форме электронного документа (в зависимости от способа представления документов заявителем) расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения (п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации). В этом случае заявитель не сможет получить ответно документы на руки, регистрирующий орган их вышлет почтой по местонахождению общества, зафиксированному в ЕГРЮЛ.

С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию также могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абзац третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Регистрация осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации). В случае изменения сведений о месте нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации).

Лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@, и изменения в устав (или новая редакция устава) с отметкой регистрирующего органа направляются заявителю не позднее 1 дня с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 11 и подпункта "в" п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации).

При подаче документов через нотариуса, нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).


Тема

Государственная регистрация юридических лиц


См. также

Государственная пошлина за регистрацию юридических лиц

Единый государственный реестр юридических лиц

Государственная регистрация изменений в связи с увеличением уставного капитала ООО

Государственная регистрация изменений в связи с уменьшением уставного капитала ООО

Место нахождения, адрес юридического лица

Наименование юридического лица. Фирменное наименование

Учредительные документы. Устав ООО

Энциклопедия судебной практики

Формы документов

Примеры заполнения Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (P13001)

Протокол общего собрания участников ООО об изменении места нахождения общества

Заявления о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на август 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право


При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.