Энциклопедия решений. Согласование с антимонопольным органом сделок и действий

Согласование с антимонопольным органом сделок и действий

Предварительное согласование сделок и действий, предусмотренных антимонопольным законодательством, осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и ее территориальными органами.

Конкретный орган, в который необходимо обращаться: ФАС России или территориальный орган, установлены:

п.п. 3.8 - 3.12 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 N 342 (далее - Регламент по согласованию создания организаций);

п.п. 3.5 - 3.8 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, утв. приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Регламент по согласованию приобретения акций).

Для получения согласия в антимонопольный орган до совершения сделки, действия подается соответствующее ходатайство. В случае если сделка, иное действие требуют предварительного согласия по нескольким основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), всё равно подается одно ходатайство (ч. 8 ст. 32 указанного Закона).

Ходатайство оформляется в письменном виде в произвольной форме и подписывается заявителем или его представителем (п. 3.23 Регламента по согласованию создания организаций, п. 3.15 Регламента по согласованию приобретения акций).

Заявителями выступают (пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции):

- лица, осуществляющие слияние коммерческих организаций, присоединение одной или нескольких коммерческих организаций к иной коммерческой организации;

- лицо, приобретающее акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок;

- лица или одно из лиц, которые принимают решение о создании коммерческой организации.

Внимание

Ходатайство должно быть подписано всеми лицами, участвующими в создании юридического лица (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Одновременно с ходатайством представляются документы и сведения, указанные в ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции. Сведения предоставляются по форме, утвержденной приказом ФАС России от 17.04.2008 N 129.

Требования к предоставлению и оформлению ходатайств, прилагаемых к ним документов и сведений также установлены п.п. 3.15 - 3.20, 3.24 - 3.25 Регламента по согласованию приобретения акций, п.п. 3.23, 3.29 - 3.33, 3.37 - 3.38 Регламента по согласованию создания организаций.

За рассмотрение ходатайства уплачивается государственная пошлина в размере 35 000 рублей (ч. 4.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции, пп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Документ, подтверждающий уплату пошлины, прилагается к ходатайству.

В случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений (за исключением указанных в ч.ч. 5.2 - 5.4 ст. 32 Закона о защите конкуренции), ходатайство считается непредставленным. Об этом антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя.

При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления (ч. 5.1 ст. 32 Закона о защите конкуренции).

Ходатайство направляется в антимонопольный орган следующими способами:

- доставка заявителем лично;

- доставка курьером под расписку;

- направление заказным письмом с уведомлением о вручении;

- с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми антимонопольным органом заключено соглашение о взаимодействии.

Антимонопольный орган обязан в течение тридцати дней рассмотреть ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции). Могут быть приняты следующие решения:

1. Об удовлетворении ходатайства (п. 1 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции). Сделки, действия, в отношении которых дано согласие, могут быть осуществлены в течение одного года (ч. 8 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

2. О продлении срока рассмотрения ходатайства, в том числе в связи с определением условий, после выполнения которых антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства (п.п. 2, 3, 3.1 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

3. Об удовлетворении ходатайства и об одновременной выдаче обязательного для исполнения предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п. 4 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

4. Об отказе в удовлетворении ходатайства (п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

Коммерческая организация, созданная (в том числе в результате слияния или присоединения) без получения предварительного согласия антимонопольного органа, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Сделки, осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки или действия привели или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

Непредставление ходатайств, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных порядка и сроков подачи ходатайств может явиться основанием для привлечения к административной ответственности (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, см. также п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право


При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.