Энциклопедия решений. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии записи о недостоверности

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии записи о недостоверности

С 01.09.2017 регистрирующий орган вправе принимать решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия о таком юридическом лице в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Поскольку иного ст. 4 Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ не установлено, представляется, что в силу ст. 4 ГК РФ, регистрирующий орган, начиная уже с 01.09.2017, вправе принимать решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ тех юридических лиц, запись о недостоверности сведений о которых внесена более 6 месяцев назад.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента принятия такого решения (п. 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ и п. 2.5 раздела I и раздел II приложения N 2 к указанному приказу).

После опубликования регистрирующим органом сообщения о предстоящем исключении у юридического лица будет 3 месяца на направление мотивированного заявления в регистрирующий орган. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

Таким образом, юридическое лицо, фактически осуществляющее свою деятельность, и в отношении сведений о котором внесена запись о недостоверности, заинтересовано в скорейшем разрешении сложившейся ситуации, чтобы не допустить своего исключения из ЕГРЮЛ, и у него имеется 9 месяцев на совершение необходимых для этого действий. Закон же прямо не предусматривает, какие действия может предпринять юридическое лицо в целях "отмены (аннулирования)" записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Представляется, что оно может:

- либо обжаловать в порядке главы 24 АПК РФ действия регистрирующего органа по внесению соответствующей записи и потребовать исключить эту запись из ЕГРЮЛ, если, по мнению юридического лица, действия налогового органа незаконны и содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения достоверны;

- либо подать на государственную регистрацию документы, содержащие достоверные сведения.


При обжаловании действий регистрирующего органа заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, с возможностью восстановления судом срока, пропущенного по уважительной причине (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Такие дела должны рассматриваться в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, с возможность продления срока рассмотрения до 3 месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). Таким образом, в идеале к моменту истечения 6 месяцев с момента внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ рассмотрение дела в первой инстанции должно быть завершено*(1).

Вместе с тем, на практике рассмотрение дела в первой инстанции к указанному моменту может быть не окончено либо заявителю было отказано в удовлетворении требований и он подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции. Соответственно, у регистрирующего органа не будет формальных препятствий для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, и после публикации сообщения об этом решении у юридического лица останется еще 3 месяца на направление мотивированного заявления в регистрирующий орган (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

Представляется, что юридическому лицу целесообразно направить соответствующее заявление в регистрирующий орган, указав на факт обжалования в суд действий регистрирующего органа по внесению записи о недостоверности и основания, по которым юридическое лицо считает данные действия незаконными, а также на то, что внесение такой записи будет означать прекращение правоспособности юридического лица и приведет к невозможности дальнейшей деятельности юридического лица, а также к нарушение прав и интересов не только юридического лица, но третьих лиц, в частности, его кредиторов, работников и т.п., поскольку исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не предполагает проведение процедуры ликвидации, предусмотренной ст.ст. 61-64 ГК РФ (п. 3 ст. 49, п. 3 ст. 63, п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации).

Требование о мотивированности заявления, направляемом в соответствии с п. 4 ст. 22.1 Закона о госрегистрации, также введено Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ, и практики применения по этому вопросу в настоящее времени нет. Поэтому нельзя исключить, что если мотивы не будут признаны регистрирующим органом достаточными, то регистрирующий орган расценит это как непредставление мотивированного заявления и юридическое лицо все равно будет исключено из ЕГРЮЛ по истечении 3 месяцев после принятия решения регистрирующего органа о предстоящем исключении.

Возможно, выходом из такой ситуации может быть подача в суд, рассматривающий дело, ходатайства о применении обеспечительных мер в виде запрета регистрирующему органу совершать действия по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку внесение такой записи будет означать прекращение правоспособности юридического лица и являться основанием для прекращения производства по делу, что приведет к невозможности рассмотрение спора (п. 3 ст. 49, п. 9 ст. 63, п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации, ч. 2 ст. 90, п. 2 ч. 1 ст. 91, ст. 92, п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).


Если же юридическое лицо после опубликования сообщения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ подает на государственную регистрацию документы, содержащие достоверные сведения, то, представляется, что для формального соблюдения требований п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, ему после государственной регистрации соответствующих изменений также следует направить в регистрирующий орган мотивированное заявление, указав, что произведена государственная регистрация изменений сведений, в отношении которых ранее содержалась запись о недостоверности (например, зарегистрированы изменения о новом адресе юридического лица) и, таким образом, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице в настоящий момент являются достоверными, соответственно, оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ нет. При этом, документы, содержащие достоверные сведения, необходимо подать на государственную регистрацию с тем расчетом, чтобы успеть пройти государственную регистрацию и направить мотивированное заявление в регистрирующий орган до истечения 3 месяцев со дня принятия решения регистрирующего органа о предстоящем исключении.


Если же, несмотря на все предпринятые действия, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с этим, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации). Например, это могут быть участники хозяйственного общества.


______________________________

*(1) Из чего также следует вывод, что если юридическое лицо собирается обжаловать действия регистрирующего органа по внесению записи о недостоверности, ему следует обращаться в суд как можно скорее, желательно, в самом начале трехмесячного срока на обжалование.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на январь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право


При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.