Энциклопедия решений. Выездные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы

Выездные проверки, осуществляемые антимонопольной службой в сфере рекламы

Выездные проверки представляют собой одну из форм проведения как плановой, так и внеплановой проверки. При проведении выездной проверки изучение необходимых материалов, сведений, информации производится не по месту нахождения антимонопольного органа, а с выездом уполномоченных должностных лиц антимонопольного органа на место нахождения (место осуществления деятельности) проверяемого лица. Как и документарная, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.

Выездная проверка в силу ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 3.44 Регламента N 360 проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении антимонопольного органа документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Предметом выездной проверки в сфере рекламы являются содержащиеся в документах, образцах рекламных материалов, иных материалах проверяемого лица сведения, а также соответствие осуществляемой им деятельности требованиям законодательства о рекламе. Непосредственная цель выездной проверки отражается в приказе о проведении плановой проверки или в распоряжении о проведении внеплановой проверки.

Поскольку выездная проверка подразумевает посещение здания, помещения проверяемого лица, то должностные лица антимонопольного органа не только наделяются правом на получение необходимой им для осуществления проверочных мероприятий информации, но также наделяются правом на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица. Исключение, во-первых, составляет жилище проверяемого лица - в случае если проверяемое лицо является индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, нельзя посещать проверяемого субъекта малого бизнеса в период приостановления его плановой выездной проверки (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ; письмо ФАС России от 22.07.2016 N ЦА/50156/16). Такое приостановление возможно, если проверяющие запросили в рамках межведомственного информационного взаимодействия и ожидают от других госорганов документы и сведения, необходимые для проведения проверки. Срок такого приостановления определяется руководителем антимонопольного органа (его заместителем), но не может быть более 10 рабочих дней (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Для доступа в помещение проверяемого лица должностным лицам антимонопольного органа необходимо предъявить служебные удостоверения и копию приказа (распоряжения) о проведении проверки (ч. 4 и 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 3.45 Регламента N 360). Стоит заметить, что право на доступ в помещение не означает, что должностные лица антимонопольных органов имеют право ворваться в помещение, взломать двери или иным способом нанести вред имуществу или помещению проверяемого лица. Доступ в помещение осуществляется с соблюдением порядка входа в помещение, установленного проверяемым лицом (например, с оформлением необходимых пропусков), вместе с тем проверяемое лицо не вправе отказать в оформлении необходимых документов.

В случае воспрепятствования должностным лицам в доступе в здание, помещение проверяемого лица наступает административная ответственность, установленная ст. 19.4 КоАП РФ (п. 3.48 Регламента N 360).

При проведении выездной проверки в сфере рекламы проводится анализ:

- правовых актов проверяемого лица (в том числе распоряжений, приказов о проведении рекламных кампаний, их масштабах, о назначении ответственных лиц за их проведение);

- соглашений и договоров, заключенных проверяемым лицом (в том числе по поводу заказа и размещения конкретной рекламы);

- финансовых, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица (в том числе об оплате заказанной или размещенной конкретной рекламы);

- образцов рекламных материалов;

- иных документов и информации, необходимых для установления признаков нарушения законодательства о рекламе.

При этом в силу специфики предмета проверки в первую очередь, запрашиваются и анализируются рекламные материалы в любых формах: аудио-, видеоносители, печатные материалы, буклеты, газеты и журналы с рекламой, образцы наружной рекламы и любые другие. Причем могут быть представлены как оригиналы таких материалов (образцы газет, журналов, содержащих конкретную рекламу), так и копии, заверенные проверяемым лицом (копии страниц газет, журналов, макеты наружной рекламы, баннеров в интернете, раскадровка видеороликов, текст аудиоролика). В случае если размещалась аудио- или видеореклама, то представляются соответствующие записи на аудио-, видеоносителях.

Кроме того, изучаются документы, подтверждающие достоверность и законность сведений, размещенных в рекламе, материалы, указывающие на масштабы рекламной кампании, лиц, ответственных за ее распространение, и иные обстоятельства распространения рекламы: копии договоров на изготовление и распространение рекламы, копии платежных поручений, иных финансовых документов, подтверждающих оплату по договорам. Должностные лица ФАС вправе запросить информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, включая служебную переписку в электронном виде (ч. 1 ст. 34 Закона о рекламе).

С 1 июля 2016 года запрещено требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить самостоятельно (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).

При проведении выездной проверки ознакомление и работа с документами проверяемого лица, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется членами инспекции, имеющими допуск к указанной информации, при предъявлении ими документов, подтверждающих наличие допуска к сведениям соответствующей степени секретности.

Выездная проверка проверяемого лица, в отличие от документарной проверки, может проводиться только инспекцией, возглавляемой руководителем инспекции. В состав инспекции центрального аппарата ФАС России должно входить не менее трех человек, в состав инспекции территориального органа ФАС России - не менее двух человек (п. 3.27 Регламента N 360). Конкретный перечень должностных лиц антимонопольного органа, составляющих инспекцию и уполномоченных на проведение выездной проверки, указывается в приказе о проведении плановой проверки или в распоряжении о проведении внеплановой проверки. Данный приказ или распоряжение предъявляется проверяемому лицу в начале проверки.

Необходимые материалы, сведения истребуются у проверяемого лица инспекцией посредством вручения проверяемому лицу, его законному представителю мотивированного требования о представлении документов и информации (п. 3.54 Регламента N 360). Такое требование вручается под роспись или направляется по почте заказным письмом с уведомлением. Кроме того, необходимая информация может быть получена из письменных и устных объяснений должностных лиц проверяемого лица, а также путем применения фотосъемки, видеозаписи и в иных формах, не запрещенных законодательством РФ.

Внимание

Во время выездной проверки проверяемое лицо должно ознакомить сотрудников ФАС с требуемыми документами, только если этой проверке не предшествовала документарная (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ): все те документы и сведения, которые уже были предоставлены ведомству во время документарной проверки, во время выездной требовать запрещено (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Если невозможно провести выездную проверку в связи с отсутствием руководителя проверяемой организации (лично ИП), их представителей и должностных лиц, либо из-за их действий (бездействия), которые влекут невозможность проверки, а также в связи с фактическим неосуществлением деятельности проверяемым лицом, инспекция антимонопольного органа составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В этом случае в течение трех месяцев со дня составления такого акта ФАС вправе принять решение о проведении в отношении проверяемого еще одной выездной проверки без предварительного уведомления и без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок, но с вынесением нового приказа (см. письмо ФАС России от 21.02.2017 N АК/10980/17).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.