Энциклопедия решений. Проверки органами федерального государственного пожарного надзора

Проверки органами федерального государственного пожарного надзора

Федеральный государственный пожарный надзор (далее - ГПН, также ФГПН) - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, осуществляемая органами государственного пожарного надзора. Эти органы*(1) находятся в ведении МЧС России и входят в систему Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ФПС).

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляют структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, территориальные органы МЧС России по субъектам РФ в лице их руководителей и структурных подразделений, а также их территориальные отделы (отделения, инспекции), а также территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения ФПС в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон N 69-ФЗ, п. 2 Положения о федеральном государственном противопожарном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, далее - Положение N 290). Если в будущем Президент РФ подпишет указ о передаче части полномочий в области пожарного надзора регионам, то этот надзор будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (абз. 3 ч. 5 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. "в" п. 2 Положения N 290).

Исключение: федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, надзор на объектах обороны и на иных объектах спецназначения (Минобороны, Нацгвардии, МВД, ФСО, СВР, мобилизационной подготовки и мобилизации) (ч. 1 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, п. 1 Положения N 290), а также проведение ГПН в рамках государственного строительного надзора (ч. 10 ст. 6 Закона N 69-ФЗ).

Надзор непосредственно осуществляется должностными лицами органов ГПН - инспекторами по пожарному надзору (далее - пожарными инспекторами, инспекторами ГПН), перечень которых приведен в п. 8 Положения N 290. При осуществлении ГПН пожарные инспекторы вправе проверять деятельность организаций и граждан в части соблюдения требований ПБ, при этом беспрепятственно посещать и проводить обследования принадлежащих организациям и гражданам объектов защиты, территорий, земельных участков, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю (абз. 12 ст. 1, абз. 2 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. а, б, в п. 9 Положения N 290), а также запрашивать и получать информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (абз. 7 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. д п. 9 Положения N 290).

Кроме того, инспекторы ГПН вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (абз. 3 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. е) п. 9 Положения N 290), а также составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности (в том числе о неисполнении в установленный срок законного предписания органа ГПН), рассматривать дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять временный запрет деятельности (абз. 6 ч. 11 ст. 6 Закона N 69-ФЗ, пп. з) п. 9 Положения N 290).

По общему правилу проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", далее - Закон N 294-ФЗ). Однако проверки, проводимые в связи с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, регулируются, в первую очередь, специальными нормами Закона N 69-ФЗ, а именно: предметом проверки является соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности; в документах о проверке дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, земельного участка или территории, в отношении которых планируется либо проведены мероприятия по контролю (ст. 6.1 Закона 69-ФЗ). Таким образом, по смыслу приведенных норм орган ГПН проводит проверку не в отношении юридического лица или предпринимателя, а в отношении эксплуатируемых ими объектов защиты.

 

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 ст. 6.1. Закона N 69-ФЗ). План проверок составляется с учетом риск-ориентированного подхода: каждому объекту защиты присваивается своя категория риска, от которой зависит периодичность плановых проверок (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, ч. 1 и ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ, п.п. 21, 22 Положения N. 290). При этом информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, должна быть размещена на официальном сайте МЧС России и поддерживаться в актуальном состоянии (п. 26 Положения N 290). Внеплановой же является проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Мораторий, в частности, не распространяется на плановые проверки государственного пожарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности (п. 1 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

И плановые, и внеплановые проверки в рамках ГПН являются только выездными (п. 55 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, далее - Регламент N 644). Это означает, что проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ч. 1, ч. 2 ст.12 Закона N 294-ФЗ).

Общий срок проведения проверки органом ГПН составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644), а срок проведения плановой выездной проверки малого предприятия либо микропредприятия не может превышать соответственно пятьдесят и пятнадцать часов в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 50 и 15 часов соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). Продление срока проверки оформляется изданием нового распоряжения начальника органа ГПН на основании мотивированных предложений инспектора ГПН, проводившего проверку (п. 26 Регламента N 644). Плановая проверка субъекта малого предпринимательства может быть приостановлена на срок до 10 рабочих дней, если ГПН запросил необходимые документы или информацию у иных ведомств (ч. 2.1, ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 26 Регламента N 644). Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Кроме того, о предстоящем проведении плановой и внеплановой проверки, за некоторым исключением (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 644, ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ, п. 73 Регламента N 644), проверяемое лицо должно быть уведомлено органом ГПН заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 59, п. 73 Регламента N 644).

Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок органами ГПН установлены Регламентом N 644.

 

________________________

*(1) Согласно ст. 16.1 Закона N 69-ФЗ и п. 7.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности могут передаваться Президентом РФ для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ путем издания соответствующего указа.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.