• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Плановая проверка органами пожарного надзора

Плановая проверка органами пожарного надзора

Организация и проведение плановой проверки осуществляются пожарным инспектором в соответствии с Законом N 294-ФЗ, Законом N 69-ФЗ, Положением N 290 и Регламентом N 644.

Внимание

В настоящий момент осуществляется переход на планирование и проведение плановых проверок органами пожарного надзора на основе риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, абз. 3 п. 1 Постановления N 290).

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в 3 года на основании ежегодного плана проведения плановых проверок (ч.ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Основания для включения проверки в ежегодный план установлены Законом 69-ФЗ (согласно пп. 17 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). К таковым относятся:

1) Истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты (ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).


2) Гораздо чаще (два и более раза в три года) могут проводиться плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере виды деятельности по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Соответственно, для этих лиц основанием является истечение одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в указанных сферах деятельности (п. 2 ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).


Сфера деятельности

Периодичность

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи


Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

не чаще 1 раза в 2 года

Дошкольное и начальное общее образование


Основное общее и среднее (полное) общее образование

не чаще 1 раза в год

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

не чаще 1 раза в год

Деятельность детских лагерей на время каникул

1 раз перед началом каникул

Внимание

Указанные выше сроки относятся именно к объектам, используемым (эксплуатируемым) организацией или предпринимателем в процессе осуществления своей деятельности. Поэтому проверки в отношении одного лица могут проводиться чаще чем раз в три года, поскольку осуществляются не в отношении юридического лица или предпринимателя, а в отношении эксплуатируемых ими объектов защиты (например, см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 14.08.2014 N Ф04-7777/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2014 N Ф04-5388/14, ФАС Дальневосточного округа от 17.12.2013 N Ф03-6008/13, Восьмого ААС от 17.07.2014 N 08АП-4388/14, ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2013 N Ф01-6337/12).

3) Истечение трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности (п. 1 ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Формулировка ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и п. 1 ч. 4 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ позволяет предположить, что трехлетний срок должен истекать ко дню включения проверки в план, то есть ко дню составления ежегодного плана. Верховный Суд РФ также пришел к выводу, что по истечению трехлетнего срока (после ввода в эксплуатацию или окончания предыдущей проверки) у надзорного органа появляется лишь право включить такой объект в План проверок на следующий год, но не появляется права проводить плановую проверку (см. постановление от 11.01.2016 N 16-АД15-9). Однако согласно п. 46 Регламента N 644, проверку нужно включать в план с тем расчетом, чтобы три года со дня окончания прошлой проверки истекли именно в году проведения проверки, то есть объект будет включен в план в тот момент, когда с окончания прошлой проверки на нем три года еще не прошло. Также судебная практика много лет исходила из того, что трехлетний срок должен быть выдержан именно между проверками объекта (постановление Пятого ААС от 20.12.2013 N 05АП-14483/13).

Если плановая проверка объекта была назначена, но по каким-то причинам не проводилась, то следующая плановая проверка этого же объекта может быть назначена уже на следующий год, потому что трехлетний период исчисляется только между проведенными проверками (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.03.2014 N Ф02-757/14).

Внимание

Проведение органом ГПН плановой проверки в отсутствие оснований для ее проведения (то есть чаще, чем указано выше) является грубым нарушением требований организации и проведения проверки, влекущим за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 7 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями (если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты ранее наказывались за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена). Мораторий не распространяется на лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности (п. 1 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Также мораторий не распространяется на субъектов, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и энергоэффективности, а также в социальной сфере, проверки которых осуществляются с периодичностью, установленной Перечнем N 944.

Однако приказом МЧС России от 12.09.2016 N 492 "О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства" подразделениям МЧС России запрещено включать в ежегодные планы проверок любые субъекты малого и среднего бизнеса, за исключением тех, что проверяются с периодичностью, установленной Перечнем N 944. Таким образом, ведомственный акт запрещает включать в план проверок в т.ч. тех субъектов, включать в план которые позволяет п. 2 ст. 26.1 Закона 294-ФЗ.

Если юридическое лицо (предприниматель) полагает, что проверка в его отношении включена в план незаконно, то оно вправе заявить в орган ГПН о необходимости его исключения из ежегодного плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Чтобы прекратить начавшуюся плановую (только плановую!) проверку, проверяемое лицо должно предоставить пожарному инспектору документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ), например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.


Планирование проверок осуществляется на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов и иных факторов, в том числе сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - НОР) (пп. 5 п. 42 Регламента N 644). При этом, если до утверждения ежегодного плана (до 20 октября - см. абз. третий п. 40 Регламента N 644) в орган ГПН поступило заключение НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении срока со дня получения заключения НОР, который установлен для них в зависимости от присвоенной им категории риска (одного года для организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности) (абз. второй п. 48 Регламента N 644). Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность представленного заключения НОР на этапе составления плана (абз. пятый п. 48 Регламента N 644, письмо МЧС России от 09.08.2013 N 19-3-1-3329). На частоту проведения внеплановых проверок заключение НОР никак не влияет (постановление Одиннадцатого ААС от 28.02.2014 N 11АП-700/14).


Ежегодный план проверок не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается на официальном сайте МЧС России в сети интернет http://www.mchs.gov.ru (абз. девятый п. 40 Регламента N 644), а также на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (ч.ч. 5, 7 и 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В нем помимо наименований и адресов объектов, которые намерен проверить ГПН в течение года, сведений о юридических лицах и предпринимателях - владельцах объектов, также указываются цель и основание проверки, дата начала и сроки её проведения (ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, ч. 3 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ). Если на одном объекте защиты разные лица (правообладатели) владеют и используют отдельные помещения, группы помещений, этажи, отсеки, части здания, то планирование проверок осуществляется отдельно для каждого правообладателя, но, однако, период проведения проверки должен быть единым для всех правообладателей этого объекта защиты (п. 43 Регламента N 644). Однако если в ежегодном плане указан только объект защиты, подлежащий проверке, а конкретное проверяемое лицо не указано, то это нарушение не является грубым и не влечет отмены результатов проверки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2014 N Ф07-9629/13, Восьмого ААС от 28.07.2014 N 08АП-5473/14; противоположное решение - постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2014 N Ф07-4180/14). Поэтому при изучении ежегодного плана нужно проверять не только наименование своей организации, но и конкретный адрес, по которому она осуществляет деятельность. Следует помнить, однако, что в ежегодный план могут вноситься изменения по основаниям и в порядке, предусмотренным п. 7 Правилами подготовки органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (п. 50 Регламента N 644).

Внимание

Если орган ГПН проводит плановую проверку позднее, чем это предусмотрено ежегодным планом (например, в ноябре вместо августа того же года), то, как правило, данное отступление от графика не расценивается судом как грубое нарушение требований Закона N 294-ФЗ, влекущее отмену результатов проверки, поскольку не нарушает права и интересы проверяемого лица и не сказывается негативно на его деятельности (постановление Семнадцатого ААС от 16.04.2014 N 17АП-2437/14).

Плановая проверка ГПН проводится в форме выездной проверки (п. 55 Регламента N 644).


Согласно ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о плановой проверке и сроках её проведения должностные лица проверяемого объекта должны быть уведомлены за три рабочих дня до её начала (см. также п. 59 Регламента N 644).


Орган ГПН может направить копию распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; по E-mail посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты организации, ИП, если этот адрес содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) либо уже ранее представлялся в ФГПН для связи; вручить копию непосредственно руководителю или уполномоченному лицу, а может воспользоваться иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 59 Регламента N 644).

Если пожарный инспектор пытался провести плановую проверку, но не смог ее осуществить по вине проверяемого (то есть из-за отсутствия руководителя лица или лично ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 644). В указанном случае орган ГПН вправе в ближайшие три месяца заново появиться с проверкой, причем ведомство не станет менять план проверок и не будет заранее предупреждать о своем визите.


Общее ограничение времени проведения проверки (плановой или внеплановой) составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Увеличение срока плановой проверки допускается законодательством (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), можно также приостановить плановую проверку субъекта малого предпринимательства на срок до 10 рабочих дней, если ГПН запросил необходимые документы у иных ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), но в это время пожарные инспекторы не могут появляться на территории объекта (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Для продления срока проверки пожарный инспектор составляет мотивированный рапорт. Решение о продлении срока оформляется визой начальника органа ГПН на данном рапорте. О продлении срока плановой проверки уполномоченное должностное лицо проверяемого объекта уведомляется органом ГПН любым доступным способом (абз. четвертый п. 55 Регламента N 644).

Внимание

Проведение органом ГПН плановой проверки, не включенной в ежегодный план, а также без предварительного уведомления о её проведении, относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Информация о плановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, вносится в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о проверке (п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.