• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Распоряжение о проведении проверки органом ГПН

Распоряжение о проведении проверки органом ГПН

Основанием для проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты является распоряжение о проведении проверки. Распоряжение о проведении проверки оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 (далее - типовая форма) и подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 52, абз. третий п. 54 Регламента N 644).

В соответствии с п.п. 9 - 15 Положения N 290 правом назначения проверок юридических лиц и предпринимателей (а точнее - эксплуатируемых ими объектов защиты) обладают следующие должностные лица:


Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители (п. 10 Положения N 290)

Занимают должности начальников территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов МЧС и их заместителей, а также начальников отделов (отделений, инспекций) территориальных подразделений ФПС (отрядов ФПС), в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления ФГПН, и их заместителей (пп. "и" п. 8 Положения N 290)

Главные государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений ФПС противопожарной службы по пожарному надзору (п. 10 Положения N 290)

Занимают должности начальников объектовых, специальных и воинских подразделений ФПС (пп. "е" п. 8 Положения N 290)

Заместители главных государственных инспекторов объектовых, специальных и воинских подразделений ФПС противопожарной службы по пожарному надзору (п. 10 Положения N 290)

Занимают должности начальников отделов (отделений) ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений ФПС и их заместителей (пп. "е.1" п. 8 Положения N 290)

Главные государственные инспекторы территориальных подразделений ФПС по пожарному надзору и их заместители (п. 10.1 Положения N 290)

Занимают должности начальников территориальных подразделений ФПС (отрядов ФПС) и их заместителей (пп. "з" п. 8 Положения N 290)

Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору (п. 11 Положения N 290)

Занимают должности сотрудников структурных подразделений территориальных органов МЧС по субъектам РФ, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления ФГПН (пп. "д" п. 8 Положения N 290)

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору (п. 12 Положения N 290)

Занимают должности начальников территориальных органов МЧС по субъектам РФ (пп. "г" п. 8 Положения N 290)

Заместители главных государственных инспекторов субъектов РФ по пожарному надзору (п. 12 Положения N 290)

Занимают должности начальников структурных подразделений территориальных органов МЧС, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления ФГПН, и их заместителей (пп. "г.1" п. 8 Положения N 290)

Государственные инспекторы РФ по пожарному надзору (п. 13 Положения N 290)

Занимают должности сотрудников структурного подразделения центрального аппарата МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ФГПН (пп. "в" п. 8 Положения N 290)

Заместители главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору (п. 14 Положения N 290)

Занимают должности заместителей директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС (пп. "б" п. 8 Положения N 290)

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору (п. 15 Положения N 290)

Занимает должность Директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС (п. 4 Перечня, утв. указом Президента РФ от 26.07.2011 N 1010)

Внимание

Заместители начальников и начальники территориальных отделов (отделений, инспекций), входящих в состав органов ГПН по субъектам РФ, имеют полномочия и вправе подписывать распоряжения о проведении проверки (пп. "а" п. 10, пп. "в" п. 2, п. 1 Положения N 290). На это неоднократно указывали и суды (постановления АС Северо-Западного округа от 05.09.2014 N Ф07-6236/14, Тринадцатого ААС от 04.06.2014 N 13АП-7904/14).

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ, п. 54 Регламента N 644 и содержанием типовой формы при оформлении распоряжения органа ГПН о проведении проверки указываются следующие данные:

- наименование органа государственного пожарного надзора, вид контроля (федеральный государственный пожарный), а также дата и номер распоряжения (п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

- вид проводимой проверки. Если проверка плановая, то обязательно указывается категория риска, к которой относится проверяемый объект (п. 54 Регламента N 644). Если это внеплановая проверка, которая проводится "повторно" из-за невозможности проведения предыдущей проверки, установленной специальным актом (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 644), то для нее издается "своё" новое распоряжение (см. письмо МЧС России от 24.01.2017 N 19-16-96);

- наименование и адрес места нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ). Если проводится плановая проверка такого объекта, где несколько разных лиц являются собственниками (правообладателями) отдельных помещений (этажей, отсеков, частей зданий и т.п.) в пределах этого объекта, то в отношении каждого собственника (правообладателя) оформляется отдельное распоряжение о проведении проверки (абз. второй п. 54 Регламента N 644);

- наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Однако неуказание в распоряжении наименования проверяемого лица (если указан только адрес проверяемого объекта защиты) не является грубым нарушением норм Закона N 294-ФЗ, влекущим отмену результатов проверки (постановление Восьмого ААС от 28.07.2014 N 08АП-5473/14);

- ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение проверки (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ), а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций. Если указанный в распоряжении инспектор, скажем, заболел, то любой другой сотрудник не может прийти с проверкой "вместо" заболевшего коллеги с прежним распоряжением - ГПН следует издать новое распоряжение о проверке, с другим поименованным в нем инспектором (абз. третий п. 55 Регламента N 644, п. 7 Методических рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты, утв. главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 10.01.2016 N 2-4-71-1-28);

- цель и задачи проверки (п. 4 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Если проверка плановая - указывается ссылка на утвержденный ежегодный план проверок, если внеплановая - реквизиты документа, послужившего основанием для проверки (реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания; реквизиты обращений и заявлений, поступивших в орган ГПН; реквизиты приказа руководителя, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ; реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой проверки и прилагаемых материалов). В случае проведения внеплановой выездной проверки, которая должна быть проведена незамедлительно, - реквизиты прилагаемой копии документа (рапорта, докладной записки и другие), представленного должностным лицом, обнаружившим нарушение;

- предмет проводимой проверки (п. 4 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ),

- правовые основания её проведения, обязательные требования, которые подлежат проверке и будут проверяться (п.п. 5, 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Закон не уточняет, должны ли в распоряжении присутствовать ссылки на конкретные нормативные правовые акты (а также конкретные статьи и части статей). Неуказание в распоряжении полного перечня всех нормативных и подзаконных актов, на соответствие которым будет проверяться объект, не является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки (постановление Двадцатого ААС от 18.04.2016 N 20АП-758/16);

- перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (п. 6 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

- срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания (п.п. 4, 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней;

- перечень соответствующих административных регламентов (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

- документы, которые необходимо представить инспектору для проведения проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Внимание

С 1 июля 2016 года инспекторам ГПН запрещено требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). При этом такие документы и сведения проверяемое лицо вправе (но не обязано), со своей стороны, предоставить самостоятельно (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). В упомянутый перечень, например, входят: сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), из разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию (п. 22, 23), кадастровые паспорт, справка и выписка об объекте недвижимости (п.п. 91-93), выписка из ЕГРП (п.п. 88-90), выписка из реестра федерального имущества (п. 60) и другие. Перечень документов и сведений, запрашиваемых у госведомств напрямую, установлен п. 111 Регламента N 644.

Заверенная печатью копия распоряжения на проведение проверки должна быть вручена инспектором, проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Одновременно с распоряжением на проведение проверки инспектору необходимо предъявить служебное удостоверение (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Проведение проверки без распоряжения о её проведении относится к категории грубых нарушений, вследствие чего результаты такой проверки могут быть отменены вышестоящим органом или судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Сведения, указанные в распоряжении о проверке, вносятся в Единый реестр проверок (п. 2 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "а" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.