Энциклопедия решений. Процедура проведения проверки Росалкогольрегулированием и порядок взаимодействия с проверяющими должностными лицами

Процедура проведения проверки Росалкогольрегулированием и порядок взаимодействия с проверяющими должностными лицами

Закон 171-ФЗ и Положение N 154 предусматривают три направления государственного контроля, осуществляемого Росалкогольрегулированием:

1) государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 2 п. 1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, п. 5.3.8 Положения N 154);

2) лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 1 п. 1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, п. 5.3.8.1 Положения N 154);

3) государственный надзор за использованием подлежащего госрегистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта (пп. 3 п. 1 ст. 23 Закона 171-ФЗ) Проведение проверок в рамках надзора за использованием указанного оборудования регулируется ст. 23.3 Закона 171-ФЗ и в настоящих материалах не рассматривается.

Проверочные мероприятия по всем направлениям регламентируются нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ): проверки в рамках надзора за соблюдением обязательных требований к алкоголю - в силу прямого указания п. 3 ст. 23.1 Закона N 171-ФЗ, проверки в рамках лицензионного контроля - согласно п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ (при этом особенности организации и проведения этих проверок установлены ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).

Проведение проверок (и лицензионных, и соблюдения обязательных требований к алкоголю) в отношении юридических лиц (не предпринимателей!) дополнительно регламентируется Административным регламентом исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по организации и проведению проверок юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 N 224 (далее - Регламент N 224). Однако Регламент не распространяется на проверки, проводимые в связи с представлением соискателем лицензии заявления о выдаче лицензии (также о ее переоформлении или продлении срока действия) - п. 1 Регламента N 224. Указанные проверки соискателей регламентируются п.п. 59-70 Регламента, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335 (далее - Регламент N 335). Вопрос о применении Регламента N 224 при проверках сельскохозяйственных производителей, осуществляющих розничную продажу собственной винодельческой продукции, однозначно не решен (см. пп. 1 п. 4 Регламента N 224), несмотря на то, что указанные лицензии выдаются Росалкогольрегулированием (абз. 9 ст. 5, абз. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 171-ФЗ).

Еще до проведения проверки Росалкогольрегулирование уполномочено на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований: ведомство размещает на своем официальном сайте Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, которые и подлежат проверке (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); проводит семинары, разъясняет спорные вопросы в СМИ и т.п. (п. 2 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); обобщает и публикует на указанном сайте практику по надзору, в том числе, наиболее частые нарушения и рекомендации по недопущению таких нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).

Любая проверка (плановая, внеплановая, выездная, документарная) осуществляется на основании приказа руководителя территориального органа Росалкогольрегулирования или его заместителя (п.п. 32, 52 Регламента N 224, п.п. 60, 89 Регламента N 335). Такими территориальными органами являются межрегиональные управления (МРУ) по федеральным округам (приказ Росалкогольрегулирования от 15.06.2009 N 18 "О Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка"). Приказ должен быть вынесен специально в отношении каждой проверки (ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п.п. 30, 31, 50, 51 Регламента N 224). Ведомственный документ, которым, например, утверждены общие правила проведения контрольных мероприятий или график плановых проверок, не может служить основанием для проведения отдельно взятой проверки.

Приказ о проведении внеплановой выездной проверки издается в специально оговоренных законом случаях (в связи с поступлением в ведомство сведений о нарушениях, а также заявлений о выдаче лицензий, распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и прокуратуры) и иногда согласовывается с прокуратурой (в неотложных случаях прокуратура извещается в 24 часа с начала проверки) (ч.ч. 5 - 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п.п. 54 - 59 Регламента N 224). С 2017 года само по себе поступление в Росалкогольрегулирование сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия безопасности государства, ЧС природного и техногенного характера либо об угрозе такого причинения, угрозе возникновения таких ЧС (ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) еще не влечет проверку: ведомство вправе предварительно проверить поступившую информацию (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), в том числе провести мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым, изучить имеющиеся документы, и даже запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Но поскольку это всего лишь предварительная проверка, отвечать на запрос необязательно (однако это может быть в интересах самого лица - объекта предварительной проверки). Если предварительная проверка выявила достаточное количество данных, указывающих на нарушение обязательных правил, то подготавливается представление о назначении внеплановой проверки, а затем - обычный приказ о проведении проверки (ч. 3.3 ст.10 Закона N 294-ФЗ).

Внимание

Проведение проверки без индивидуального приказа признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, а результат такой проверки не может являться доказательством выявленных нарушений и подлежит отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом (ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ; решение АС Воронежской области от 13.07.2012 по делу N А14-11008/2012). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Приказ о проведении плановой проверки издается на основании ежегодного плана проверок, согласованного управлением Генеральной прокуратуры РФ в федеральном округе (абз. 6 п. 11 Порядка, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11.08.2010 N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и обнародованного в установленном порядке (ч.ч. 3 - 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 8 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 25 Регламента N 224).

Приказ о проведении внеплановой выездной проверки согласовывается с прокуратурой (в неотложных случаях прокуратура извещается в 24 часа с начала проверки) (ч.ч. 5-12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 11 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п.п. 54-59 Регламента N 224).

После издания приказа о проведении проверки указанные в нем сведения передаются в Единый реестр проверок, где проверке присваивается индивидуальный учетный номер. В ходе проверки и по ее итогам в Реестр вносятся соответствующие сведения (п. 2 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "а" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

О проведении плановой проверки проверяемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии приказа о начале проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе путем отправления копии приказа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на адрес электронной почты, который содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) или ранее предоставлялся в Росалкогольрегулирование (ч. 12 ст. 9 Закон N 294-ФЗ, п. 34 Регламента N 224). О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), проверяемое лицо уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 60 Регламента N 224, п.п. 62, 91 Регламента N 335). При этом о внеплановой лицензионной проверке лицензиата и соискателя уведомляют по адресу электронной почты, по которому Росалкогольрегулирование осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи (п. 13 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 62 Регламента N 335).

Внимание

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ нарушение срока уведомления о проведении проверки отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля, в связи с чем акт такой проверки не может рассматриваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами), которые прямо указаны в приказе (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Поэтому при появлении проверяющих необходимо убедиться, что именно их фамилии присутствуют в приказе. Любое изменение персонального или численного состава проверяющих требует издания нового приказа или внесения изменений в уже имеющийся документ. Лица, не поименованные в приказе, не уполномочены на проведение проверки, и проверяемый не обязан впускать их на территорию проверяемого объекта.

Перечень обязательных сведений, которые указываются в приказе о проверке, содержится в ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ (см. также п.п. 31, 51 Регламента N 224). В то же время неуказание или некорректное указание в приказе (распоряжении) этих сведений само по себе не является ограничением при проведении проверки и не относится к грубому нарушению требований закона, с которым связана безусловная отмена актов проверки (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Заверенная печатью копия распоряжения о проверке должна быть вручена под роспись одновременно с предъявлением проверяющими служебных удостоверений (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 35, пп.1 п. 61, пп. 1, 2 п. 68 Регламента N 224, п.п. 63 и 92 Регламента N 335). Копия распоряжения считается документом, отвечающим требованиям ст. 14 Закона N 294-ФЗ, если она заверена в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". До получения проверяемым лицом должным образом заверенной копии приказа о проверке такие его действия, как, например, отказ в предоставлении документов, запрошенных для проверки, не должны расцениваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок.

Копия приказа (распоряжения) о проверке должна быть вручена надлежащему лицу, например, директору, управляющему, представителю по доверенности. Однако невручение этой копии под роспись уполномоченному представителю проверяемой организации, как и проведение проверки в отсутствие надлежаще уведомленных руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, не относятся к числу грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

В случае отказа представителя проверяемого объекта от получения копии приказа о проведении проверки в оригинале приказа делается соответствующая запись, не препятствующая дальнейшему осуществлению контроля; а копию приказа затем отправляют почтой с уведомлением о вручении (пп.1 п. 35, пп. 1 п. 61 Регламента N 224). Несмотря на то что по общему правилу запрещено проводить выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. б п. 8 Регламента N 224), с нарушением данного запрета не связано признание результатов проверки недействительными, поэтому проверка фактически может быть проведена и в отсутствие руководителя. В связи с этим необходимо понимать, что уклонение от получения копии приказа или от участия в проверке законного представителя проверяемого чревато неприятностями для самого проверяемого. Подписание любого документа не лишает права проверяемого указать, что он не согласен с его содержанием.

Если же выездная проверка вовсе не может быть проведена - из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность - проверяющие из Росалкогольрегулирования составляют акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин. Этот акт дает ведомству право в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок, но с вынесением нового приказа о проведении проверки (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ, письмо Росалкогольрегулирования от 14.02.2017 N Г-1332112-02).

Должностные лица Росалкогольрегулирования обязаны ознакомить проверяемых с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения, если таковые имеются (ч. 4 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. и) п. 7 Регламента N 224). Эта обязанность возникает только после получения соответствующей устной и письменной просьбы руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица.

После вручения копии распоряжения о проведении проверки и ознакомления представителя проверяемой организации с порядком проведения проверки, его правами и обязанностями должностные лица Росалкогольрегулирования приступают непосредственно к проверке, то есть к сбору и анализу информации о предмете проверки путем изучения документов и сведений, запрошенных у проверяемого субъекта, а также путем осмотра помещений по месту проведения проверки.

Главное правило при проведении проверки - не игнорировать предоставленное проверяемому законом право непосредственно присутствовать при проверке и сопровождать проверяющих при осуществлении ими контрольных мероприятий. Это позволит предупредить превышение проверяющими своих полномочий. Все процессуальные документы, составленные в процессе контрольных мероприятий (акты проверок, протоколы, предписания, акты об изъятии образцов, определения о назначении экспертиз) следует прочитывать до их подписания, и если имеются замечания, вносить их в документы, при необходимости оперативно устранить факты несоответствия закону.

В результате проверки выявляются (либо не выявляются) факты нарушения законодательства в сфере производства и оборота продукции, о чем составляется Акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 89-91 Регламента N 224, п.п. 64-67, 93 Регламента N 335).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.