• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Миграционные проверки МВД России

Миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Внимание

Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.

Федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - миграционный контроль) посвящены ст.ст. 29.2, 30 и 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Миграционный контроль включает в себя (ст. 29.2 Закона N 115-ФЗ):

- во-первых, федеральный контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ. Это контроль за иностранными гражданами, а точнее - за тем, соблюдают ли они правила въезда, выезда, режима пребывания и проживания в РФ, правила миграционного учета (п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);

- во-вторых, федеральный государственный контроль за трудовой деятельностью иностранных работников. Это контроль за работодателями, заказчиками работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной, а точнее за тем, соблюдают ли они те требования, которые установлены для них нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции (п. 3 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Организации и предприниматели подвергаются миграционному контролю исключительно в рамках данного направления надзора.

Миграционный контроль до 01.06.2016 осуществляла, главным образом, Федеральная миграционная служба (п. 2 Положения N 1162 (в ред. до 22.09.2016), п.п. 2.7, 2.8, 7.9 Положения о Федеральной миграционной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы", далее - Положение N 711). Кроме того, некоторые полномочия в сфере миграционного у контроля имелись у МВД России: полиция была обязана принимать участие в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка въезда, выезда, временного или постоянного проживания, временного пребывания в РФ.

В настоящее время миграционный контроль полностью сосредоточен в руках МВД: полиция обязана осуществлять контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в РФ, въезда и выезда из РФ, и трудовой деятельностью иностранных работников (п. 33 ч. 1 ст.12 Закона о полиции, п. 2 Положения N 1162). При этом на МВД распространяется действие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.7.2016 N 305-ФЗ, далее - Закон N 305-ФЗ).

В проверках законности трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ принимает участие Роструд (см. п. 1 постановления Правительства РФ от 06.04.2004 N 156, п. 1 Положения о Роструде, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, Регламент взаимодействия ФМС России и Роструда по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, утв. совместным приказом этих органов от 03.04.2007 N 40/66).

Миграционный контроль осуществляется в форме проверок (п. 5 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утв. постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162, далее - Положение N 1162). Эти проверки проводятся в соответствии с нормами Закона N 115-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Процедура проверки установлена Административным регламентом по исполнению ФМС России, ее территориальными органами и органами внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников, принятым совместным Приказом ФМС и МВД России от 31.07.2015 N 367/807 (далее - Регламент). С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора введен риск-ориентированный подход (п. 5 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). Подход предполагает разную частоту проверок для разных предприятий в зависимости от присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), однако на практике этот подход применяться не может, пока не утверждены критерии присвоения этих категорий риска. Проект постановления о критериях и расчете категории риска должен быть подготовлен к 15 мая 2017 года (пп. "а" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).

Внимание

МВД проводит проверки двух разновидностей (п. 9 Регламента): проверки конкретных объектов (проще говоря, мест, адресов, по которым живут или работают мигранты) и проверки конкретных лиц (включая юридических лиц и предпринимателей). Проверки второго типа проходят по правилам Закона N 294-ФЗ и предполагают определенные гарантии - уведомление о проверке, согласование с прокуратурой и т.п. Проверки первого типа - а это проверки иностранных граждан - под действие Закона N 294-ФЗ не подпадают и, соответственно, не предполагают ни уведомления о проверке, ни прочих "милостей" от МВД (см., например, постановления Пятого ААС от 24.04.2015 N 05АП-2812/15, Верховного Суда РФ от 05.08.2015 N 308-АД15-2957, от 31.07.2015 N 308-АД15-6167, от 27.04.2015 N 303-АД15-3337). Поэтому вполне возможна ситуация, когда на территории конкретного юридического лица внезапно появится сотрудник миграционного подразделении МВД, который будет проводить проверку вовсе не этой организации, а иностранных граждан, которые найдутся на её территории. При этом будет представлено распоряжение, вынесенное согласно пп. 1 п. 31, пп. 3 п. 32 Регламента на проверку объекта (которым может быть просто адрес), а не на проверку лица - то есть той организации, которая осуществляет деятельность по этому адресу. Пока МВД проверяет обнаруженных в этом месте иностранцев, проверочные действия в отношении организации не ведутся (ибо проверка в её отношении не назначена, распоряжение не вынесено). Однако если незаконные мигранты будут установлены, то уже в отношении организации будет проведена собственная проверка по вновь изданному распоряжению (либо проведено административное расследование вообще безо всякой проверки). Оба варианта соответствуют закону (см. п. 33 Регламента, постановления Двадцать первого ААС от 09.07.2015 N 21АП-1259/15, Седьмого ААС от 26.01.2015 N 07АП-12241/14, Второго ААС от 22.01.2015 N 02АП-9212/14). Более того, нереально оспорить проверку первого типа, даже если она фактически нанесла урон организации, ведь она проводится в отношении третьих лиц (см., например, постановления Пятого ААС от 04.12.2014 N 05АП-14214/14, АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8451/15).

Каждой такой проверке юридического лица или предпринимателя присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от вида и характера проверки (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415, п. 43 Регламента).

В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей, в частности, наказанных по итогам предыдущей проверки за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергнутым дисквалификации, административному приостановлению деятельности и т.п (ч. 1, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Мораторий не распространяется на внеплановые проверки и, разумеется, не касается проверок в отношении таких объектов, на которых трудятся или проживают мигранты (даже если эти объекты принадлежат субъекту малого бизнеса).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.