• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Плановые миграционные проверки МВД России

Плановые миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Внимание

Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.

Решение может применяться к проверкам в рамках госконтроля за трудовой деятельностью иностранных работников, работодателей, заказчиков работ (услуг) и к проверкам исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).


Проверки в рамках миграционного контроля могут быть плановыми и внеплановыми (ст.ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ). Плановые проверки организаций и предпринимателей проводятся на основании разрабатываемого МВД России ежегодного плана проведения плановых проверок (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 56, п. 84 Регламента*(1)).

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности в части основания, сроков и периодичности для проведения проверок в сфере миграции могут устанавливаться иным федеральным законом, в данном случае это Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Особенная периодичность плановых проверок установлена для проверок в рамках контроля за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), а также контроля за исполнением организациями и предпринимателями обязанностей принимающей (приглашающей) стороны (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ)*(2).

Основанием для включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок в указанной сфере является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки (п. 4 ст. 32 Закона N 115-ФЗ)*(3). Следовательно, общее ограничение периодичности плановых проверок (не чаще одного раза в течение трех лет, см. ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) к плановым проверкам МВД в указанной сфере не применяется.

Внимание

С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора введен риск-ориентированный подход (п. 5 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент данный подход применяться не может: он предполагает разную частоту проверок для разных предприятий в зависимости от конкретных присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), а критерии присвоения этих категорий риска пока не утверждены (проекты соответствующих актов должны появиться к 15 мая 2017 года, см. пп. "а" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).

В план проверок, прежде всего, попадут те организации и предприниматели, которые по данным МВД России могут являться работодателями для иностранных граждан. Например, организации, которые обращались за получением разрешений на привлечение и использование иностранных работников в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утв. приказом ФМС России от 30.10.2014 N 589.

Кроме того, включить в план проверок могут и тех работодателей, которые уведомили территориальные органы МВД России о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным работников трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, в планы проверок МВД, скорее всего, включит нарушителя миграционного законодательства в прошлом.

Согласно ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями (если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты были наказаны за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена). Если юридическое лицо (предприниматель) полагает, что проверка в его отношении включена в план незаконно, то оно вправе заявить МВД России о необходимости его исключения из ежегодного плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. Чтобы прекратить начавшуюся плановую (только плановую!) проверку, проверяемое лицо должно предоставить должностным лицам МВД России документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ) (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268).

План проверок разрабатывается МВД России (ч.ч. 5, 6.2, 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) и согласовывается с прокуратурой (ч.ч. 6 - 6.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на сайте ведомства (ч. 7.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок (куда включены, в том числе, и проверки МВД) и размещает его на своем официальном сайте www.genproc.gov.ru до 31 декабря каждого года (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок утверждена постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

В плане содержатся следующие сведения:

- наименование проверяемой организации (ФИО проверяемого предпринимателя) (п. 1 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);

- адрес места нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями (п. 1 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);

- цели проверки (п. 2 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);

- даты и срок проведения проверки в рабочих днях и часах (п. 3 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);

- форма проведения проверки (документарная, выездная, обе) (сведения предусмотрены Типовой формой ежегодного плана);

- наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно (п. 4 ч. 4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Проведение МВД плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущих за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 7 ч. 2 ст. 20, ч. 7 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

МВД России уведомляет организацию или предпринимателя о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, путем направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по E-mail в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты организации, ИП, если этот адрес содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо уже ранее представлялся в МВД для связи, или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что необходимость уведомлять о проведении плановой проверки установлена для всех органов государственного контроля (надзора) и никакие особенности уведомления о проведении плановой проверки не могут устанавливаться иными актами (ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Поэтому положения Регламента (пп. 4 п. 59, п. 61), согласно которым вручение (направление) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект, не отменяют обязанности МВД заблаговременно предупреждать о плановых выездных проверках, поскольку актом более высокой юридической силы (Законом N 294-ФЗ) установлена обязанность уведомлять об этих плановых проверках, во-первых, путем направления копии распоряжения, а во-вторых, заранее (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Информация о плановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о проверке (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 43 Регламента, п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).


______________________________

*(1) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).

*(2) Проверки в рамках второй "ветви" миграционного контроля (за проживанием, временным пребыванием в РФ и транзитным передвижением в пределах РФ иностранных граждан, см. ст. 29.2 и п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ) вообще не могут регулироваться нормами Закона N 294-ФЗ, потому что это проверки в отношении иностранцев и апатридов- физических лиц (не ИП), а Закон N 294-ФЗ регулирует отношения с участием исключительно организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 1).

*(3) Отметим, что формулировка п. 4 ст. 32 Закона N 115-ФЗ предполагает, что год со дня окончания последней плановой проверки должен истечь именно ко дню составления плана, то есть до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Это значит, что фактический разрыв между датами плановых проверок должен составлять не менее 16 месяцев. Указанная позиция по вопросу сроков фактического проведения плановой проверки и ее включения в план сформулирована Верховным Судом РФ в постановлении от 11.01.2016 N 16-АД15-9. На практике это правило не соблюдается, и при составлении плана ведомство исходит из того, что дата начала плановой проверки должна быть как минимум на год позже окончания последней проверки.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.