• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Процедура проведения проверки Роспотребнадзором

Процедура проведения проверки Роспотребнадзором

Еще до проведения проверки Роспотребнадзор уполномочен на мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований: размещает на своем официальном сайте Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, которые и подлежат проверке (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); проводит семинары, разъясняет спорные вопросы в СМИ и т.п. (п. 2 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); обобщает и публикует на сайте практику по надзору, в т.ч. наиболее частые нарушения и рекомендации по недопущению таких нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ). В настоящее время Роспотребнадзором размещен Перечень актов, соблюдение которых оценивается в рамках надзора за защитой прав потребителя.

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок Роспотребнадзора установлены Административным регламентом исполнения Роспотребнадзором государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16.07.2012 N 764 (далее - Регламент N 764).

Основанием для проведения любой проверки является распоряжение (приказ) государственного санитарного врача*(1) о проведении проверки в отношении организации или предпринимателя. Распоряжение составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 31 Регламента N 764). Однако иногда - если о нарушениях говорится в поступивших Роспотребнадзор частных обращениии, жалобе - еще до издания распоряжения ведомство организует так называемую предварительную проверку поступившей информации (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ): проводит мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемым, изучает имеющиеся у себя документы, и даже может запросить (в том числе устно, по телефону) какие-то сведения и пояснения у того самого лица, на действия которого поступила жалоба. Но поскольку это всего лишь предварительная проверка, отвечать Роспотребнадзору на запрос необязательно (однако это может быть в интересах самого лица - объекта предварительной проверки). Если предварительная проверка выявила достаточное количество данных, указывающих на нарушение обязательных правил, то подготавливается представление о назначении внеплановой проверки, а затем - обычное распоряжение (приказ) о проведении проверки (ч. 3.3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).


Распоряжения (приказы) о проведении проверки вправе подписывать:

- главный государственный санитарный врач по субъекту РФ и его заместители (пп. 2 ч. 2 п. 31 Регламента N 764);

- главный государственный санитарный врач РФ и его заместители (пп. 1 ч. 2 п. 31 Регламента N 764).

После издания распоряжения информация передается в Единый реестр проверок, где проверке присваивается индивидуальный учетный номер. В ходе проверки и по ее итогам в Реестр вносятся соответствующие сведения (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ).

Проверяемое лицо ни по каким основаниям не может отказать в проведении законной проверки.

Проверка проводится в форме документарной или выездной проверки (п. 41 Регламента N 764).

Проводить проверку вправе только то должностное лицо, которое указано в распоряжении о проведении проверки, только на основании этого распоряжения и только во время исполнения им служебных обязанностей (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, п. 3 и 4 п. 7 Регламента N 764).

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней, а для выездных плановых проверок малых и микропредприятий существует специальное ограничение в 50 и 15 часов в год, соответственно (ч. 1 и 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 16, п. 18 Регламента N 764). Если появилась необходимость в увеличении срока выездной плановой проверки, то он может быть продлен должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным подписывать распоряжения о проведении проверки (не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 50 и 15 часов соответственно, см. ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) на основании мотивированных предложений тех сотрудников Роспотребнадзора, которые эту проверку и проводят (п. 20 Регламента N 764). Продление срока проведения документарной и продление срока проведения внеплановой проверки не допускается (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Выездные плановые проверки малых и микропредприятий, кроме того, можно приостанавливать на срок не более 10 рабочих дней, если Роспотребнадзор запросил необходимые доля проведения проверки документы у иных органов госвласти и МСУ в рамках межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). В период приостановления плановой выездной проверки Роспотребнадзор не вправе проводить какие-либо мероприятия на территории предприятия в связи с этой проверкой (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

О проведении плановой проверки предприниматель и организация обязательно уведомляются (не позднее чем за 3 рабочих дней до начала) путем направления копии распоряжения о проверке, в т.ч. по электронной почте (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Уведомление о внеплановой проверке предусмотрено не для любой такой проверки, причем Роспотребнадзор предупреждает о ней за 24 часа любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

С октября 2017г. плановые "санитарные" проверки некоторых категорий лиц (пока еще не определено, каких именно) будут проводиться с использованием чек-листов (ч. 11.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 27 Положения N 476). При этом проверяющим будет запрещено задавать "лишние" вопросы, то есть такие, которых нет в проверочном листе (абз.2 п. 27 Положения N 476). С 1 июля 2018 года чек-листы будут использоваться при всех плановых проверках исполнения санитарного законодательства.

Документарная проверка проводится по месту нахождения Роспотребнадзора. В ходе проверки его сотрудники изучают имеющиеся в их распоряжении документы проверяемых лиц, в том числе:

- уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности,

- акты предыдущих проверок,

- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и прочие.

Если указанных сведений недостаточно, они неполные или вызывают сомнения, то Роспотребнадзор направляет проверяемому лицу мотивированный запрос о предоставлении необходимых документов вместе с заверенной копией распоряжения (приказа) о проведении проверки (ч. 3 и ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 44 Регламента N 764). С 1 июля 2016 года Роспотребнадзор не вправе требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

Закон позволяет организации или предпринимателю представить запрошенные документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Указанные в запросе документы должны быть представлены в Роспотребнадзор в виде простых заверенных копий в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 и ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента N 764). Непредоставление документов по запросу наказывается административным штрафом (ст. 19.7 КоАП РФ), за исключением случаев, когда запрошенная информация явно не относится к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), либо истребованы документы (информация), которые должны быть получены от других ОГВ по перечню (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

Если в ходе документарной проверки обнаружились ошибки, противоречия и несоответствия в изученных документах (в том числе представленных по запросу), Роспотребнадзор сообщает об этом проверяемому лицу, которое в течение 10 рабочих дней должно представить необходимые письменные пояснения и вправе, дополнительно, представить уместные, по его мнению, документы (ч. 8 и ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 47 Регламента N 764). После рассмотрения пояснений (и новых документов) Роспотребнадзор, если установит признаки нарушения обязательных требований, вправе провести выездную проверку (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, абз. 3 и 4 п. 47 Регламента N 764).

Выездная проверка проходит по месту нахождения проверяемого лица. Проверяющие обязательно предъявляют:

во-первых, служебные удостоверения,

во-вторых, копию распоряжения о проведении проверки (ч. 4 ст. 12, п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ),

а в-третьих, копию решения прокуратуры о согласовании проверки (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ) (в случае внеплановой проверки, которая подлежит такому согласованию). Затем проверяемая организация, ИП знакомится с

полномочиями должностного лица, проводящего проверку;

целями, задачами, основаниями проведения проверки;

видами и объемом мероприятий по надзору;

составом экспертов, привлекаемых к проверке;

сроками и условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 49 Регламента N 764).

Проверяемое лицо обязано пропустить проверяющих на свою территорию и дать возможность все осмотреть (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Если проверяющие не будут допущены к осмотру, то поверяемое лицо и его конкретные виновные сотрудники рискуют быть наказанными по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Правда, осмотр жилых помещений возможен только с согласия проживающих там лиц (ст. 25 Конституции РФ, абз. 5 п. 1 ст. 50 Закона N 52-ФЗ). Иногда выездная проверка фактически не может быть проведена из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность. В таком случае Роспотребнадзор составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин. Этот акт дает Роспотребнадзору право в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).


В исключительных случаях начавшаяся проверка прекращается по решению должностного лица Роспотребнадзора:

1. Плановая (и только плановая) проверка субъектов малого бизнеса может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемое лицо предоставило должностным лицам Роспотребнадзора документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ), например, такие же, что и для заявления об исключении проверки из ежегодного плана (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268).

2. Внеплановая проверка должна быть прекращена, если она организована по поступившим в Роспотребнадзор заявлениям и обращениям, и после начала проверки выяснились либо анонимность, либо заведомая ложность этих обращения или заявления (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Проверка прекращается решением санитарного врача (его заместителя).

Любая другая проверка, начавшись, уже не может быть прекращена (например, в связи с тем, что продавец (изготовитель, исполнитель) устранил последствия допущенного им нарушения прав потребителя, если проверка организована именно по данному факту) и обязательно доводится до конца (п. 3.15 Методических рекомендаций по применению норм Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103) и оканчивается оформлением акта проверки. Однако проверка может быть завершена и до истечения отведенного на ее проведения срока.

При проведении проверки должностному лицу Роспотребнадзора:

1) запрещено проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям Роспотребнадзора (п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 57 Регламента N 764);

2) запрещено проводить выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта (за исключением внеплановой проверки, проводимой в связи с поступлением в Роспотребнадзор информации о фактах таких нарушений, которые причиняют вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, а также в связи с природным или техногенным ЧС (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 57 Регламента N 764).

В то же время проведение проверки в отсутствие (должным образом извещенных) руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта не является грубым нарушением требований организации и проведения проверки и не влечет отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ; постановление Восьмого ААС от 04.02.2013 N 08АП-10769/12). Речь идет о случаях, когда отсутствие указанных лиц не влечет невозможности проведения проверки. Это связано с тем, что ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ обязывает проверяемую организацию обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.

Внимание

Если отсутствие руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта при проведении проверки вызвано тем, что Роспотребнадзор не известил их о проверке должным образом, хотя обязан был это сделать, то результаты такой проверки могут быть отменены по заявлению организации (предпринимателя): нарушение требований ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части срока уведомления о проведении проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ) (постановление Девятого ААС от 26.02.2014 N 09АП-1555/14).

3) запрещено затребовать документы, информацию, образцы продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также запрещено изымать оригиналы таких документов (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 57 Регламента N 764). С 1 июля 2016 года запрещено требовать представления документов и информации, включенных в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);

4) запрещено отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами (п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 57 Регламента N 764);

5) запрещено распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 5 п. 57 Регламента N 764);

6) запрещено превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 57 Регламента N 764);

Внимание

Нарушение должностным лицом Роспотребнадзора установленного срока проведения проверок, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, являются грубыми нарушениями требований организации и проведения проверки, влекущими за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п.п. 3, 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

7) запрещено взимать плату с проверяемых лиц платы за проведение проверки, а также отдельных мероприятий по контролю, проводимых в ее рамках (п. 7 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, п. 22 Регламента N 764);

8) запрещено проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, а также требований, установленных не опубликованными должным образом правовыми актами (п.п. 1.1, 1.2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).


По результатам проверки должностное лицо Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах, один его экземпляр с копиями приложений вручается уполномоченному должностному лицу проверяемого объекта под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 63 Регламента N 764). К акту прикладывается заполненный по результатам проверки чек-лист, если он использовался (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Акт может быть отослан и по e-mail (c усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника Роспотребнадзора и если проверяемый ранее согласился на "электронное" взаимодействия). Если почтовая программа обеспечивает автоматическое подтверждение получения письма, то акт заведомо считается полученным (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В акте отражаются факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, производимых или реализуемых им товаров обязательным требованиям (ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 58, 59 Регламента N 764). Акт может быть составлен в органе Роспотребнадзора, куда и будет вызван проверенный предприниматель (руководитель организации или иное уполномоченное лицо), которому под роспись отдадут заверенную копию акта (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). О проведении проверки сотрудник Роспотребнадзора оставляет запись в журнале учета проверок (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 65 Регламента N 764).

В процессе проверки сотрудник Роспотребнадзора может (но не обязан) составить протокол осмотра проверяемого объекта по правилам ст. 27.8 КоАП РФ. Если при осмотре используется фото- или видеосъемка, об этом обязательно указывается в протоколе (если он не составлялся, об этом указывается в акте проверки). В противном случае суд не примет в качестве допустимых доказательств соответствующие фотографии или видеозаписи (см. постановления Третьего ААС от 28.09.2012 N 03АП-3550/12, Девятнадцатого ААС от 19.02.2013 N 19АП-6823/12).

Если в результате проверки выявились нарушения обязательных требований, Роспотребнадзор обязан выдать предписание об устранении нарушения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 68 Регламента N 764).

Кроме этого, он будет обязан принять меры по привлечению виновных к ответственности (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 76 Регламента N 764). Это значит, что Роспотребнадзор возбудит дело об административном правонарушении, а впоследствии вынесет постановление по делу об административном правонарушении (либо направит документы в другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции).

Дополнительно Роспотребнадзор вправе вынести представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП).

Кроме того, Роспотребнадзор проконтролирует, устранены ли выявленные нарушения. С этой целью будет проведена уже новая, внеплановая, проверка на основании истечения срока ранее выданного предписания. Она организуется, как правило, не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого адресат предписания должен был известить Роспотребнадзор о его выполнении (п. 71 Регламента N 764).

Если при проведении проверки было установлено, что деятельность проверенного лица (эксплуатация им зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые им товары, выполняемые работы, оказываемые услуги) представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС, или такой вред причинен, Роспотребнадзор обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими объектов, осуществления отдельных видов деятельности (в порядке, установленном ст. 27.16 КоАП РФ), отзыву опасной продукции из оборота (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 72 Административного регламента N 764).


______________________________

*(1) здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз. 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. "а" п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. "а", "в", "г" п. 8 Положения N 476).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.