Энциклопедия решений. Основные нарушения миграционного законодательства РФ

Основные нарушения миграционного законодательства РФ

Внимание

За административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если конкретная статья КоАП РФ специально не оговаривает обратное (см. примечание к ст. 18.1 КоАП РФ).

Часть 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующее правонарушение: привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, если у них вообще нет разрешения на работу либо патента (а такие разрешение либо патент требуются), либо привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данным лицам выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, или по такой профессии, должности, специальности, которые не указаны в разрешении на работу или патенте. В этой связи стоит отметить, что факт заключения трудового договора с иностранным гражданином при отсутствии разрешения на работу не является наказуемым. А вот допуск такого работника к фактическому исполнению трудовой функции уже является противоправным действием (примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ, п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2013 по делу N А33-7635/2013). Правонарушение является длящимся, а срок привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось (абз. 4 п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).

Часть 2 ст. 18.15 КоАП РФ к противоправным деяниям относит привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется. Выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников осуществляется на основании Административного регламента, утв. приказом ФМС России от 30.10.2014 N 589. Так, например, индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности на основании ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ в связи с тем, что в помещении, находящемся в пользовании предпринимателя, осуществляет трудовую деятельность иностранный гражданин. При этом предприниматель не имеет разрешения на привлечение иностранных работников (см. постановление ФАС Московского округа от 11.12.2013 N Ф05-15637/2013).

Данное правонарушение также является длящимся, а срок привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина прекращено на момент обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось (абз. 4 п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).

Внимание

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан (апатридов) административная ответственность, установленная ст. 18.15, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (примечание к ст. 18.15 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа МВД о заключении/прекращении/расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином в течение трех рабочих дней с даты его заключения/прекращения/расторжения), если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, также является правонарушением.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет за собой применение норм административной ответственности. Отметим следующее. Принимающей стороной является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которых фактически находится иностранный гражданин или лицо без гражданства (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ). Принимающая сторона обязана уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ) и, в некоторых случаях, - об убытии (ч. 3 ст. 23 Закона N 109-ФЗ). Так, юридическое лицо было привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в связи с тем, что не уведомило орган миграционного контроля об убытии иностранного гражданина (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.11.2013 по делу N А19-4827/2013). При этом заметим, что иногда суды приходят к выводу о малозначительности совершенного деяния и освобождают лицо от административной ответственности (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013 по делу N А19-7849/2012).

Согласно разъяснениям постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (п. 17); при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18).

Внимание

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан административная ответственность, установленная частями ст. 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина (апатрида) в отдельности (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении сроки давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Примечание

Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.