Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения
Последовательность действий при проведении проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия инспекций с проверяемыми лицами определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее - Регламент N 132н).
Проверка соблюдения требований к ККТ начинается с проверки выдачи кассовых чеков. Только после этого инспекторы предъявляют поручение на ее проведение и запрашивают необходимые для проверки документы. По окончании рассмотрения документов начинается проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных организацией или ИП в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению включают анализ и оценку информации, отраженной в документах проверяемой организации (ИП). Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п.
Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы их проведения определяются проверяющими.
Налоговые инспекторы в обязательном порядке проверяют соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), применяемых проверяемым объектом, установленным требованиям.
С этой целью в ходе осмотра проверяющие (п. 41 Регламента N 132н):
- обследуют корпус ККТ на предмет наличия вскрытия, удаления или разрушения, которые могут свидетельствовать о возможности изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов;
- проверяют соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ внешнему виду ККТ, изображенному на цветных фотографиях этой модели, прилагаемых к паспорту модели;
- проверяют наличие идентификационного знака установленного образца, марок-пломб, знака "Сервисное обслуживание", нанесенных (наклеенных) в соответствии с документацией применяемой модели ККТ;
- проверяют, не превышает ли срок эксплуатации ККТ, модель которой была исключена из Госреестра ККТ, нормативного срока ее амортизации ;
- проверяют соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим (в том числе, сверяют фактическое место установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ);
- проверяют исправность ККТ (включая обеспечение печати кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, регистрируемой ККТ, в отпечатанном ККТ кассовом чеке инспекторы проверяют:
- соответствие реквизитов, фактически отпечатанных на чеке, перечню реквизитов, указанных в Госреестре ККТ для применяемой модели;
- качество (читаемость) этих реквизитов;
- соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени.
В случае использования организацией или ИП бланков строгой отчетности и документов, выполненных на них, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), инспекторы проверят их соответствие установленным требованиям.
Также инспекторы проверяют соблюдение установленных сроков хранения документации, связанной с приобретением ККТ, ее регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации.
Напомним, что установленный срок их хранения - в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 2.07.2007 N 470). В случае использования БСО, упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), также должны храниться не менее 5 лет (п. 19 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).
В ходе проверки проверяемая организация или ИП дают необходимые письменные объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам, документы и (или) заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертный орган).
В результате проверки устанавливается факт соблюдения (несоблюдения) проверяемым объектом требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, который фиксируется в акте проверки.
Максимальный срок проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения на ее проведение (п. 42 Регламента N 132н).
Тема
Порядок проведения проверки соблюдения требований к ККТ
См. также
Документы, которые могут затребовать налоговые органы при проверке соблюдения требований к ККТ
Проверка выдачи кассовых чеков и БСО в рамках контроля за применением ККТ
Предъявление поручения на проведение проверки применения ККТ
Рассмотрение документов при проведении проверки применения ККТ
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.