Энциклопедия решений. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения

Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения

Последовательность действий при проведении проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия инспекций с проверяемыми лицами определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее - Регламент N 132н).

Проверка соблюдения требований к ККТ начинается с проверки выдачи кассовых чеков. Только после этого инспекторы предъявляют поручение на ее проведение и запрашивают необходимые для проверки документы. По окончании рассмотрения документов начинается проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.

В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных организацией или ИП в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению включают анализ и оценку информации, отраженной в документах проверяемой организации (ИП). Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы их проведения определяются проверяющими.

Налоговые инспекторы в обязательном порядке проверяют соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), применяемых проверяемым объектом, установленным требованиям.

С этой целью в ходе осмотра проверяющие (п. 41 Регламента N 132н):

- обследуют корпус ККТ на предмет наличия вскрытия, удаления или разрушения, которые могут свидетельствовать о возможности изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов;

- проверяют соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ внешнему виду ККТ, изображенному на цветных фотографиях этой модели, прилагаемых к паспорту модели;

- проверяют наличие идентификационного знака установленного образца, марок-пломб, знака "Сервисное обслуживание", нанесенных (наклеенных) в соответствии с документацией применяемой модели ККТ;

- проверяют, не превышает ли срок эксплуатации ККТ, модель которой была исключена из Госреестра ККТ, нормативного срока ее амортизации ;

- проверяют соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим (в том числе, сверяют фактическое место установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ);

- проверяют исправность ККТ (включая обеспечение печати кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, регистрируемой ККТ, в отпечатанном ККТ кассовом чеке инспекторы проверяют:

- соответствие реквизитов, фактически отпечатанных на чеке, перечню реквизитов, указанных в Госреестре ККТ для применяемой модели;

- качество (читаемость) этих реквизитов;

- соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени.

В случае использования организацией или ИП бланков строгой отчетности и документов, выполненных на них, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), инспекторы проверят их соответствие установленным требованиям.

Также инспекторы проверяют соблюдение установленных сроков хранения документации, связанной с приобретением ККТ, ее регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации.

Напомним, что установленный срок их хранения - в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 2.07.2007 N 470). В случае использования БСО, упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), также должны храниться не менее 5 лет (п. 19 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).

В ходе проверки проверяемая организация или ИП дают необходимые письменные объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам, документы и (или) заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертный орган).

В результате проверки устанавливается факт соблюдения (несоблюдения) проверяемым объектом требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, который фиксируется в акте проверки.

Внимание

Максимальный срок проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения на ее проведение (п. 42 Регламента N 132н).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.