• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. К кому и куда МВД приходит с миграционной проверкой?

К кому и куда МВД (ранее - ФМС) приходит с миграционной проверкой?

Внимание

Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.

В рамках миграционного контроля МВД (одна или вместе с другими надзирающими органами) организует и проводит проверки (п. 1 ст. 30 и п. 1 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 5 Положения N 1162, п. 7 Регламента*(1)). МВД проводит проверки в отношении конкретного лица либо в отношении объекта (п. 9 Регламента). Очевидно, однако, что проведение проверки в отношении конкретного лица должно сопровождаться общими гарантиями, предусмотренными Законом N 294-ФЗ (с учетом п.п. 3-10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). В частности, распоряжение о проверке должно быть вынесено в отношении конкретного лица (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ), которое при необходимости должно быть предупреждено о проведении проверки, некоторые проверки подлежат согласованию с прокуратурой и т.п.

Проверки в отношении объекта (которым может быть просто адрес, по которому проживают или работают иностранные граждане) такими гарантиями не сопровождаются. Дело в том, что проверка объекта - это проверка в отношении иностранных граждан, проводимая в рамках надзора за их проживанием и временным пребыванием в РФ (п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, гарантии и процедуры Закона N 294-ФЗ на такие проверки не распространяются (см. ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, постановления Верховного Суда РФ от 05.08.2015 N 308-АД15-2957, от 31.07.2015 N 308-АД15-6167, от 27.04.2015 N 303-АД15-3337, постановление Пятого ААС от 24.04.2015 N 05АП-2812/15). Проверки в отношении объектов пребывания, проживания или работы мигрантов подчиняются исключительно требованиям Регламента (см. п. 1 и пп. 1 п. 5). Поэтому вполне возможна ситуация, когда на территории конкретного юридического лица внезапно появится сотрудник МВД, который будет проводить проверку вовсе не этой организации, а тех иностранных граждан, которые найдутся на её территории (см. пп. 4 п. 9 Регламента). При этом будет представлено распоряжение, вынесенное согласно пп. 1 п. 31, пп. 3 п. 32 Регламента на проверку объекта (цеха, стройки, рынка, территории или просто адреса), а не на проверку лица - то есть той организации, которая осуществляет деятельность по этому адресу. Пока МВД проверяет обнаруженных в этом месте иностранцев, проверочные действия в отношении организации не ведутся. Однако если незаконные мигранты будут выявлены, то в отношении организации будет проведена уже собственная проверка, по другому, вновь изданному распоряжению (либо проведено административное расследование вообще безо всякой проверки в смысле Закона N 294-ФЗ). Оба варианта соответствуют закону (см. п. 33 Регламента, постановления Двадцать первого ААС от 09.07.2015 N 21АП-1259/15, Седьмого ААС от 26.01.2015 N 07АП-12241/14, Второго ААС от 22.01.2015 N 02АП-9212/14). Более того, нереально оспорить проверку первого типа, даже если она фактически нанесла урон организации, ведь она проводится в отношении третьих лиц (см., например, постановления Пятого ААС от 04.12.2014 N 05АП-14214/14, АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8451/15).

Перечень лиц и объектов, которые представляют интерес для МВД, приведен в п. 9 Регламента. К таковым относятся:



Кого или что проверяет МВД

Предмет проверки







Л


И


Ц


А

Иностранный гражданин, пребывающий (проживающий) в РФ (пп. 4 п. 9; пп. 1 п. 31; пп.1 п. 37 Регламента), а также следующий автомобильным, железнодорожным, морским, речным и авиационным транспортом, в том числе на маршрутах международного направления (пп. 7 п. 31 Регламента)

Соблюдает ли иностранный гражданин правила въезда, выезд, транзитного проезда через РФ, соблюдает ли режим пребывания (проживания) в РФ и правила миграционного учета (пп. 1 п. 5 Регламента), соблюдает ли правила осуществления им трудовой деятельности (пп. 4 п. 5 Регламента)

Наниматель либо собственник жилья, принимающая сторона, осуществившие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания (регистрацию по месту жительства) в жилом помещении (пп. 5 п. 9, пп. 3 п. 31 и пп. 3 п. 37 Регламента)

Соблюдает ли данное лицо правила постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, регистрации по месту жительства, предоставляет ли достоверные информацию об иностранных гражданах и соответствующие документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (пп. 2 п. 5, примечание*(36) Регламента)

Лицо (юридическое или физическое), у которого возникают обязанности, связанные с приглашением иностранного гражданина в РФ и его пребыванием в нашей стране (пп. 6 п. 9, пп. 2 п. 31 и пп. 2 п. 37 Регламента)

Соблюдает ли данное лицо правила и порядок исполнения возникших у него обязанностей (пп. 3 п. 5 Регламента)

Организация или предприниматель, привлекающие и использующие иностранных работников (пп. 7 п. 9, пп. 4 п. 31 и пп. 4 п. 37 Регламента)

Соблюдает ли указанное лицо правила привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников и использования их труда (пп. 5 п. 5 Регламента)

Физическое лицо (не ИП), привлекающее к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующее труд иностранных граждан (пп. 8 п. 9, пп. 5 п. 31 и пп. 5 п. 37 Регламента)

Владелец транспортного средства, в том числе осуществляющего перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта (пп. 6 п. 31 Регламента)



О


Б


Ъ


Е


К


Т


Ы

Место работы, проживания либо пребывания иностранных граждан (пп. 1 п. 9, пп. 1 и пп. 3 п. 32 Регламента)

В данных местах МВД проверяет иностранных граждан - соблюдают ли они правила въезда, пребывания в РФ, осуществления трудовой деятельности и т.п.

Если будет установлено, что мигранты нарушили законодательство, то в отношении их работодателей (заказчиков, собственников жилых помещений и т.п) будет проведена собственная проверка либо возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование (п. 33 Регламента)

Жилое помещение, по адресу которого принимающей стороной либо нанимателем (собственником) жилого помещения осуществлена постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства) (пп. 2 п. 9, пп. 2 п. 32 Регламента)

Транспортное средство, в том числе осуществляющее перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта (пп. 3 п. 9, пп. 4 п. 32 Регламента)


В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей, в частности, наказанных по итогам предыдущей проверки за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергнутым дисквалификации, административному приостановлению деятельности и т.п (ч. 1, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Мораторий не распространяется на внеплановые проверки и не касается проверок в отношении таких объектов, на которых трудятся или проживают мигранты (даже если эти объекты принадлежат или используются субъектами малого бизнеса).


_____________________________

*(1) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.