Энциклопедия решений. Полномочия должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) при проведении миграционной проверки

Полномочия должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) при проведении миграционной проверки

Внимание

Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования. При этом на МВД распространяется действие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, далее - Закон N 305-ФЗ).

Закон наделяет должностных лиц МВД, участвующих в проверке, широкими правами. Однако их нельзя использовать во вред проверяемым лицам - напротив, сотрудники МВД обязаны соблюдать не только законные права, но также и интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя и гражданина, проверку которых они проводят (п. 2 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 10 Регламента*(1)).

Итак, должностные лица МВД имеют следующие полномочия:

- во время выездной проверки они вправе беспрепятственно явиться на территорию проверяемого объекта или лица (пп. 2 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. а п. 7 Положения N 1162, пп. 4 п. 10 Регламента). Этим правом они пользуются только во время исполнения служебных обязанностей, только при предъявлении служебных удостоверений, оригинала и копии распоряжения о проведении проверки (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 10 Регламента). При этом до 31 декабря 2017 года МВД вправе использовать бланки, печати и штампы упраздненной ФМС (ч. 2 ст. 35 Закона N 305-ФЗ). МВД не может проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, должностного или иного уполномоченного лица проверяемого объекта (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). Если выездная проверка не была проведена именно из-за отсутствия проверяемого ИП или руководителя, их представителей и должностных лиц, то об этом составляется специальный акт, а у МВД появляется еще три месяца на проверку, причем на этот раз без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Дело в том, что ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ обязывает проверяемую организацию обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей. Также проверяющие не вправе посещать объекты в период приостановления выездной плановой проверки субъекта малого бизнеса (ч. 2.2. ст. 13 Закона N 294-ФЗ);

- во время выездной проверки сотрудники МВД вправе осматривать территорию (значит, и все помещения, здания и прочие подобные объекты) (пп. 2 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. а п. 7 Положения N 1162, пп. 4 п. 10 Регламента). Учитывая, что осмотр проводится для того, чтобы обнаружить имеющихся на объекте иностранцев, действия сотрудников МВД могут весьма походить на проведение обыска;

- во время любой проверки сотрудники МВД вправе требовать у всех проверяемых лиц любые документы и сведения, необходимые для целей проверки, как устно, так и письменно (ч. 5 ст. 12, ч.ч. 4, 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. в п. 7 Положения N 1162, п. 11 Регламента). Например:

- проверять у иностранных граждан, находящихся в проверяемом месте, документы, подтверждающие их личность и законность пребывания на территории РФ, а также право на занятие трудовой деятельностью (пп. б п. 7 Положения N 1162, п. 11 Регламента);

- изучать документы о государственной регистрации проверяемых организации или ИП (пп. 1 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. 2 п. 11 Регламента);

- требовать сведений обо всех иных лицах, которые причастны к проверяемому объекту, чтобы определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они там находятся (пп. 1 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. 2 п. 11 Регламента);

- требовать документы и сведения, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства РФ в отношении иностранных граждан и иностранных работников (пп. 1 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп.пп. 2 и 3 п. 11 Регламента).

Однако с 1 июля 2016 года надзорный орган не вправе требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в перечень входят: сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131) и иные. Проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, если непосредственно перед выездной проверки проводилась документарная, то МВД запрещено повторно требовать те же самые информацию и документы, что уже передавались МВД во время предшествующей проверки (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Требуя необходимую информацию, сотрудники МВД обязаны до конца выслушать представленные разъяснения и не вправе препятствовать проверяемому лицу (и его представителю) в даче таких разъяснений (п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 5 п. 10 Регламента). Требовать документы и информацию, не относящиеся к предмету проверки, сотрудникам МВД строго запрещено (ч. 11 ст. 11, п. 11 ст. 18, п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. 10 п. 10 Регламента) под угрозой отмены результатов проверки (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, они не вправе изымать оригиналы предоставленных документов (п. 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ), за исключением случаев, когда это изъятие необходимо в целях обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 КоАП РФ, п. 65 Регламента). Если во время проверки сотрудник МВД получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, он не вправе ее распространять (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

Помимо прав требования информации, сотрудники МВД имеют обязанности сами предоставлять информацию, а именно - предоставлять информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, руководителю проверяемого лица (равно представителю или ИП), присутствующим при проведении проверки (п. 6 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 10 Регламента), знакомить этих лиц с документами и (или) информацией, полученными МВД в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 7.1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ), а также (перед началом проведения выездной проверки и по просьбе заинтересованных лиц) знакомить их с положениями Регламента (п. 12 ст. 18, ч. 4 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 63 Регламента). Правда, неисполнение этой обязанности не является грубым нарушением требований к проведению проверки (постановление Третьего ААС от 23.10.2015 N 03АП-5319/15)

По окончании любой проверки должностные лица МВД вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (пп. 3 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 5 п. 11 Регламента). С этим предписанием и с остальными результатами проверки они обязаны ознакомить проверенных лиц (п. 7 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 7 п. 10, пп. 3 п. 89 Регламента).

Во время проведения любой проверки и после ее окончания должностные лица МВД вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и накладывать административное наказание (пп. 4 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, пп. 6 п. 11 Регламента). При определении наказания МВД обязано учитывать соответствие наказания тяжести нарушений, их потенциальной опасности, и не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и организаций (п. 8 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 12 п. 10 Регламента).

_____________________________

*(1) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Закона N 305-ФЗ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.