Энциклопедия решений. Как субъекту малого предпринимательства следует подавать заявление об исключении проверки из ежегодного плана проверок?

Как субъекту малого предпринимательства следует подавать заявление об исключении проверки из ежегодного плана проверок?

Закон N 294-ФЗ запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018 (ст. 26.1. Закона N 294-ФЗ). Данный запрет не абсолютен, исключения из него установлены частями 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Естественно, что при формировании ежегодных планов проверок юридических лиц и предпринимателей надзорные органы обязаны проверять статус лиц, включаемых в план проверок на следующий календарный год. Однако ошибки неизбежны, и поэтому возникнут такие ситуации, когда малое предприятие вдруг обнаружит себя в планах проверок какого-нибудь надзорного ведомства. В таком случае субъект малого предпринимательства, полагая, что проверка включена в ежегодный план незаконно, вправе подать в орган государственного контроля заявление об её исключении из плана (ч. 3 ст. 26.1 Закона 294-ФЗ). Правила подачи и рассмотрения соответствующих заявлений установлены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 (далее - Правила).

Заявление об исключении конкретной проверки из ежегодного плана подается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иными лицами, у которых есть право действовать от имени заявителя (п. 4, п. 8 Правил). Форма такого заявления приведена в Правилах (п. 6 Правил и Приложение). Нужно внимательно отнестись к заполнению формы, потому что в случае ошибок заявление может быть возвращено без рассмотрения по существу (пп. в п. 10 Правил). К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают статус субъекта малого бизнеса. Если этих документов нет, надзорный орган также не станет рассматривать заявление (пп. в п. 10 Правил).

Перечень документов приведен в п. 7 Правил:

1. Выписка из реестра акционеров (для АО);

2. Заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах за 1 календарный год из трех предшествующих (а для тех заявителей, которые работают менее года, - за период со дня их госрегистрации). Если ИП ведет учет доходов (или доходов и расходов) в порядке, установленном налоговым законодательством, он вправе представить иной заверенный им документ о размере выручки (без учета НДС) за один календарный год из трех предшествующих, а если он работает менее года - со дня регистрации в качестве ИП;

3. Заверенная заявителем копия сведений о среднесписочной деятельности работников. Если работников вообще нет, то эти сведения указываются в тексте заявления.


Если заявитель согласен на получение ответа по электронной почте, об этом необходимо специально указать в заявлении (там имеется соответствующий пункт). Если заявитель не согласен - это тоже нужно специально указать.

Заявление (с приложением необходимых документов) необходимо подать в тот орган надзора, который утвердил ежегодный план (п. 3 Правил). Однако не так просто решить вопрос о том, какой именно орган (точнее, орган какого уровня) утверждает ежегодный план. Например, ежегодные планы в ГИТ утверждаются руководителями гострудинспекции - главными государственными инспекторами труда в субъекте РФ (см. п. 3.11, п. 3.12 Методических рекомендаций по планированию, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 N 455). Ежегодные планы проверок Росалкогольрегулирования утверждаются его руководителем (абз. 2 п. 28 Регламента, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 N 224). Если непонятно, кто именно утвердил ежегодный план, заявление можно подать и в подразделение надзорного органа, либо в вышестоящий орган надзора. В таком случае они сами переправят заявление нужному адресату в течение трех рабочих дней (п. 9 Правил).

Заявление рассматривается и ответ на него дается в течение 13 рабочих дней (10 на рассмотрение, 3 - на направление ответа, см. п. 10 и п. 11 Правил). Начало этого срока начинает течь с момента поступления заявления в орган, утвердивший план (п. 10 Правил). Поэтому, если заявление представлено в его местное подразделение, или, наоборот, в вышестоящий орган, то срок ответа, соответственно, удлинится на пересылку документа и еще три рабочих дня, отведенных на передачу заявления.

Ответ на заявление может быть таким:

положительным - проверку исключат из плана (пп. а п. 10 Правил) в течение трех рабочих дней (п. 18 Правил);

отрицательным - проверку не исключат из плана (пп. б п. 10 Правил). При этом в ответе должны быть приведена мотивация отказа. В случае несогласия с отказом его можно обжаловать в суде или в административном порядке (п. 17 Правил);

техническим - надзорный орган вместо ответа может отослать заявление обратно, если в ежегодном плане нет такой проверки, или заявление составлено не по форме (то есть в нем отсутствуют необходимые сведения), или к нему не приложены необходимые документы (пп. в п. 10 Правил).

Письмо с ответом отправляется, согласно п.п. 11-13 Правил, обычной или электронной почтой (в зависимости от согласия или несогласия заявителя, которое он должен выразить, заполняя форму заявления).

Если территориальное подразделение федерального надзорного органа исключило проверку из "своего" ежегодного плана, оно же заодно проверяет, нет ли этой проверки в ежегодном плане своего федерального органа. И если такая проверка имеется - территориальное подразделение само должно направить необходимые документы в центральный аппарат своего ведомства и добиться исключения этой проверки из всех ведомственных планов (п. 14, п. 15 Правил).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.