Энциклопедия решений. Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок

Применение риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок

Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления надзора.

Этот метод (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ) предполагает, что Роспотребнадзор сначала классифицирует по категориям риска все производственные объекты, которые должны и могут подвергнуться его надзору. Категория риска рассчитывается (ч. 3 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, информация Роспотребнадзора от 28.07.2017) по тяжести потенциальных последствий, которые наступят, если не будут соблюдены соответствующие обязательные требования (например, сколько людей могут отравиться, если объект общественного питания определённой вместимости не будет проводить надлежащую санитарную обработку) и по степени вероятности несоблюдения обязательных требований (например, для отраслей, традиционно "погрязших" в предписаниях, такой риск, разумеется, будет повышенным).

Затем на основе этой классификации надзорный орган определяет, к какой категории риска опасности относится деятельность, а также используемые в процессе деятельности объекты каждого конкретного поднадзорного ему предпринимателя или организации. В зависимости от категории риска для этого объекта будут проводиться "свои" профилактические меры и будет установлена периодичность проведения плановых проверок - эта периодичность зависит только от категории риска. Другими словами, если деятельность организации связана с высокими рисками - проверять будут часто и тщательно. Если деятельность, наоборот, низкорисковая - проверок будет меньше, а может быть, и вообще не будет.

Риск-ориентированный подход в федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре введен с 3 сентября 2016 года (п. 2 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (далее - Постановление N 806), п. 10.1 Положения N 476). Поэтому уже с 2017 года плановые проверки в сфере санэпиднадзора проводятся (в том числе) с учетом категории риска, присвоенной объекту.

Внимание

С 18 марта 2017 года риск-ориентированный подход введен в отношении надзора в области защиты прав потребителей (п. 26 Перечня, утв. Постановлением N 806), но на практике пока не применяется, поскольку отсутствуют необходимые подзаконные акты, см. пп. "л" п. 3.1 Постановления N 806). Однако Роспотребнадзор надзирает и во многих других сферах, помимо санитарно-эпидемиологического надзора и надзора за защитой прав потребителя. В этих сферах риск-ориентированный подход заработает с 1 января 2018 года, если Правительство РФ не ускорит его введение (ч. 2 ст. 2 федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ).

Общие правила расчета риска установлены Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, далее - Правила N 806). Конкретные правила расчета категории риска содержатся в Положении N 476.

При этом каждый объект относится к одной из шести категорий риска: чрезвычайно высокого риска, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 20 Положения N 476). Все объекты попадают в перечни объектов госнадзора, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведет сам Роспотребнадзор (п. 21 Положения N 476). А на его официальном сайте должна размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии информация об объектах категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков (п. 23 Положения N 476, п. 12 Правил N 806).

Внимание

Категория риска определяется и присваивается как объектам, которые используются организациями и предпринимателями, так и тем видам деятельности, которыми занимаются организации и предприниматели (п. 17 Положения N 476). В нормативно-правовых актах и собственно объекты, и сама деятельность именуются "объектами надзора".

Организации и предприниматели могут обратиться в Роспотребнадзор с запросом о том, какая категория риска присвоена их объектам или деятельности, и почему (то есть на основании каких сведений). Роспотребнадзор обязан сообщить запрошенные сведения (п. 13 Правил N 806, п. 25 Положения N 476). Бизнес-субъекты могут также заявить в Роспотребнадзор о том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную объекту ранее (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 26 Положения N 476).

Если ведомство ответит отказом (или не ответит вообще), заявитель вправе обжаловать решение (бездействие) Роспотребнадзора в вышестоящий орган Роспотребнадзора, руководителю Роспотребнадзора - главному санитарному врачу и (или) в суд (п. 22 Правил N 806, ч. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ).


Тема

Плановая проверка Роспотребнадзором


См. также

Присвоение категорий риска объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Изменение категории риска объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Периодичность плановых проверок в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом риск-ориентированного подхода

Предметы проверок, проводимых Роспотребнадзором в рамках различных видов государственного контроля (надзора)

Государственный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором: субъекты проверок, к кому и зачем приходит Роспотребнадзор?

Полномочия Роспотребнадзора при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Формы документов

Запрос в Роспотребнадзор о представлении информации относительно присвоенной объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора заявителя категории риска

Заявление в Роспотребнадзор об изменении ранее присвоенной объектам категории риска


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.