Энциклопедия решений. Привлечение к административной ответственности по итогам проверки Роскомнадзором соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства

Привлечение к административной ответственности по итогам проверки Роскомнадзора

Если проведенная Роскомнадзором проверка выявила такие нарушения в сфере обработки персональных данных, за которые предусмотрена административная ответственность, в том числе установлен факт неисполнения выданного ранее предписании Роскомнадзора, проверяющие составляют протокол об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ (п. 88 Регламента, см. также п. 6 ч. 3 ст. 23 Закона N 152-ФЗ).

Составлением протокола об административном правонарушении возбуждается (то есть начинается) дело об административном правонарушении (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Возбудить дело (то есть составить протокол) проверяющие из Роскомнадзора могут только после оформления акта проверки (см. примечание к ст. 28.1 КоАП РФ). Как правило, протокол об административном правонарушении ссылается именно на акт проверки как на доказательство нарушений. В случае возбуждения дел в отношении и организации, и виновного должностного лица будет составлено два протокола. Перечень должностных лиц Роскомнадзора, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, установлен приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 N 16.

Важный нюанс: должностные лица Роскомнадзора уполномочены составлять протоколы только по некоторым составам КоАП РФ (они перечислены в п. 58 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.44 и некоторых других нормах КоАП РФ). При этом самое типичное нарушение, выявленное при проверке, - нарушения установленного порядка обработки персональных данных - предусмотрено ст. 13.11 КоАП РФ. Однако Роскомнадзор до 1 июля 2017 г. (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2017 N 13-ФЗ) не вправе составлять протокол по этому правонарушению (см. в п. 58 ч.2 ст. 28.3, ст. 23.44 КоАП РФ) - такое право до 1 июля 2017 г. имеется только у прокурора (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Поэтому проверяющие отошлют материалы проверки в прокуратуру, а там уже сам прокурор вынесет (или не вынесет) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Аналогично и с иными правонарушениями, обнаруженными при проверке, по которым Роскомнадзор не уполномочен составлять протоколы: проверяющие обязаны направить материалы в другие органы для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 88 Регламента).

В целях составления протокола об административном правонарушении в Роскомнадзор (а по ст. 13.11 КоАП РФ - в прокуратуру для вынесения постановления, см. ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ) вызываются законный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или виновное должностное лицо. Подробнее о возбуждении дела прокурором см. тут

Внимание

Законными представителями юридического лица являются исключительно его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Сведения о конкретных лицах, являющихся именно законным представителем организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Уведомление любых иных лиц о составлении протокола (в том числе ответственных за обработку персональных данных, юрисконсультов или обычных представителей) не является уведомлением в смысле КоАП РФ (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10).

Законному представителю вручается или высылается процессуальный документ о составлении протокола по делу об административном правонарушении (например, определение или уведомление о составлении протокола либо требование о явке), в котором указываются дата, время и место составления протокола. Такое уведомление может быть отправлено и на электронную почту, факсом, телефонограммой (п. 24.1 Постановления N 10). Важно, чтобы у Роскомнадзора были доказательства надлежащего уведомления надлежащего лица о времени и месте составления протокола.

Внимание

Отсутствие надлежащего извещения виновных лиц о времени и месте составления протокола суд может признать существенным нарушением установленной процедуры (нарушение требований ч. 3 и 4 ст. 28.2, ч. 1 и 2 ст. 25.1 КоАП РФ) и признать незаконным и отменить оспариваемое постановление о назначении наказания.

При явке руководителя (индивидуального предпринимателя) и иных лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, сначала им разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

Далее составляется непосредственно сам протокол об административном правонарушении. В настоящее время нет утвержденной формы такого протокола. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в нем указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО и адреса свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, вменяемая нарушителю статья КоАП РФ, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе знакомиться с его содержанием. Они могут также внести в протокол свои объяснения, возражения по указанным нарушениям или замечания по содержанию протокола (ч. 2 и ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

После составления протокола об административном правонарушении он подписывается должностным лицом Роскомнадзора, руководителем организации, предпринимателем или должностным лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; затем им вручается под расписку копия оформленного протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Как правило, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии руководителя организации или предпринимателя, должностного лица, в отношении которых возбуждено дело. Однако если они надлежащим образом извещены о времени и месте составления протокола, но не явились в назначенный срок и не уведомили о причинах неявки, протокол составляется в их отсутствие. В случае неявки, а также в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в протоколе делаются соответствующие записи. Копия протокола вместе с копией определения о времени в месте рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в течение трех дней по почте (ч. 4.1ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено (то есть назначено наказание) Роскомнадзором или судом в течение 15 дней после, соответственно, составления либо получения протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). О времени и месте рассмотрения дела обязательно сообщат (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

В дальнейшем Роскомнадзор (или суд, в зависимости от конкретного состава) рассмотрит этот протокол (ст.29.7 КоАП РФ) и вынесет по нему постановление: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.