Энциклопедия решений. Изменение категории риска объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Изменение категории риска объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора

После определения категории риска все объекты попадают в перечни объектов госнадзора, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведет сам Роспотребнадзор (п. 21 Положения N 476). А на его официальном сайте размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация об объектах категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков (п. 23 Положения N 476, п. 12 Правил N 806).

Организации и предприниматели могут обратиться в Роспотребнадзор с запросом о том, какая категория риска присвоена их объектам или деятельности и почему (то есть на основании каких сведений). Роспотребнадзор обязан сообщить запрошенные сведения (п. 13 Правил N 806, п. 25 Положения N 476).

Кроме того, бизнес-субъекты могут также заявить в Роспотребнадзор о том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную объекту ранее (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 26 Положения N 476).

В заявлении должны быть указаны следующие сведения (п. 17 Правил N 806):

- полное наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя;

- ОГРН и ИНН;

- место нахождения объекта защиты, категорию которого нужно изменить, и сведения о той категории, к которой он относится на момент подачи заявления;

- адреса заявителя, в том числе электронные, и телефоны для связи.

В заявлении следует обосновать, почему присвоенная Роспотребнадзором категория риска должна быть скорректирована (например, уменьшилось количество клиентов или истекли три года с момента вступления в силу постановления Роспотребнадзора о назначении наказания). Документы, подтверждающие указанные сведения, следует приложить к заявлению (п. 19 Правил N 806).


Кому следует адресовать данное заявление?

Если требуется повысить категорию риска, то целесообразно подавать такое заявление тому должностному лицу, которое уполномочено и будет принимать решение об отнесении к этой категории (п. 19 Положения N 476). Если категорию риска, наоборот, нужно понизить, но обращаться следует к тому должностному лицу, которое присвоило текущую категорию (абз. 2 п. 19 Положения N 476).

Роспотребнадзор обязан рассмотреть поступившее к нему заявление и в срок не более 15 рабочих дней принять по заявлению решение - об изменении категории риска либо об отказе в удовлетворении заявления (п. 20 Правил N 806). Затем еще в течение 3 рабочих дней об принятом решении уведомляется заявитель - по тем адресам, которые были указаны в заявлении (п. 21 Правил N 806). Если в изменении категории риска отказано, обязательно должны быть указаны причины такого отказа (абз. 2 п. 21 Правил N 806).

Решение об отказе в изменении категории риска (а равно отсутствие какого-либо ответа на заявление) может быть обжаловано - либо в вышестоящий орган Роспотребнадзора, либо руководителю Роспотребнадзора - главному санитарному врачу, либо в суд (п. 22 Правил N 806, ч. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ).

В настоящий момент сложно однозначно указать, в какой суд следует подавать такую жалобу - в арбитражный суд или общей юрисдикции. С одной стороны, ИП и организации используют спорные производственные объекты и занимаются деятельностью (все это - объекты санитарно-эпидемиологического надзора) для извлечения прибыли - или же по меньшей мере для оказания каких-либо услуг, осуществления общественно-полезной деятельности. Следовательно, спор по поводу присвоенной категории может расцениваться как спор, вытекающий из экономической деятельности, и рассматриваться по правилам гл. 24 АПК РФ (ст. 27, ч. 1 ст. 197 АПК РФ). С другой стороны, категория риска присваивается с единственной целью - определить периодичность плановых проверок. Следовательно, спор по поводу такой категории - это спор в сфере государственного надзора, а не в области хозяйственной деятельности, а значит, и рассматриваться он должен в суде общей общей юрисдикции. Кроме того, результатами проверок исполнения санитарного законодательства могут быть выявленные правонарушения в данной области. А согласно позиции Верховного Суда РФ нарушение и невыполнение указанных норм совершается вовсе не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ"). Развивая данную позицию, следует признать, что спор по поводу категории "санитарного" риска, скорее всего, будет рассматриваться по правилам административного судопроизводства в районном суде (ст. 18 КАС РФ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.