Энциклопедия решений. Присвоение категорий риска объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Присвоение категорий риска объектам государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Согласно правилам об отнесении объектов государственного санитарно-эпидемиологического надзора к определенной категории риска каждый поднадзорный объект подлежит отнесению к одной из шести категорий: чрезвычайно высокого риска, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 20 Положения N 476, п. 3 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, далее - Правила N 806). Для отнесения к нужной категории риска используются специальные Критерии, установленные Приложением к Положению о федеральном государственном санэпиднадзоре N 476 (далее - Критерии).

Категория риска конкретного объекта определяется в два шага: сначала (раздел 1 Критериев) выясняется, к какой категории объект может быть отнесен в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью (далее - показатель риска причинения вреда). Затем объекты (раздел 2 Критериев), за исключением объектов чрезвычайно высокого риска, корректируют по критериям вероятности несоблюдения обязательных требований, проще говоря, в зависимости от репутации юридического лица или ИП (далее - критерии вероятности нарушений).

Шаг 1. Для того чтобы определить, к какой категории риска относится конкретный объект в зависимости от риска причинения вреда, необходимо сначала определить несколько параметров, участвующих в расчетах и характеризующих объект надзора (п. 1 Критериев).

1. Необходимо для "своего" объекта установить показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку. Эти показатели (п. 6 Критериев) - для разных видов деятельности - приведены в Приложении N 2 к Критериям. Например, показатель средневзвешенной частоты нарушений для детских санаториев составляет 12,2, для полигонов ТБО - 8,32, а для аптек - 1, 85.

2. Необходимо для "своего" же объекта установить показатель потенциального вреда здоровью из-за возможного несоблюдения обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эти показатели (п. 6 Критериев) также приведены в Приложении N 2 к Критериям и записаны там в средней колонке. Например, этот показатель для детских санаториев составляет 0,0069, для полигонов ТБО - 0,0042, а для аптек - 0,0091.

3. Необходимо для "своего" объекта определить показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта надзора. Этот показатель нужно рассчитать самостоятельно в соответствии с методикой, утверждаемой Роспотребнадзором (п. 5 Критериев). В настоящий момент специальных методик во исполнение Постановления N 806 еще не утверждено. Однако Роспотребнадзором приняты Приказы от 07.10.2015 N 1025 "О внедрении методических рекомендаций "Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора" и от 30.09.2015 N 1008 "О внедрении Методических рекомендаций "Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий". Предложенные этими рекомендациями расчеты предлагается выполнять в целях определения потенциального риска причинения вреда здоровью в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности (п. 1.2 МР). Таким образом, можно рассчитать показатель численности, используя соответствующие разделы МР.

4. Наконец, все три определенные выше числа следует перемножить. Полученная таким образом величина и есть показатель риска причинения вреда. В зависимости от ее значения объект и попадает в определенную категорию риска (п. 1 Критериев).


Шаг 2. Если по результатам указанных расчетов объект попал в категорию чрезвычайно высокого риска (то есть показатель потенциального риска причинения вреда равен или больше 0,001), то именно эта категория и присваивается объекту. Все остальные объекты могут скорректировать ту категорию, в которую они попали по итогам расчетов (п. 7 Категорий), точнее, повысить или понизить категорию на 1 уровень. Такая корректировка носит название "применение критериев возможного несоблюдения обязательных требований" (раздел II Критериев), и ее результаты зависят исключительно от истории объекта.


Критерии вероятности нарушения

Категория риска по показателю риска причинения вреда (после шага 1)

Категория риска, к которой объект следует отнести по критерию возможного несоблюдения обязательных требований (после шага 2)

Повышение категории риска (п. 7 Критериев)

в течение последних 3 лет (на дату принятия решения о категории риска):

имеется более одного вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении с назначением наказания (кроме предупреждения) при условии, что наказание вынесено либо протокол по данным делам составлен должностными лицами Роспотребнадзора. Обратите внимание: это могут быть дела, не связанные с санитарно-эпидемиологической безопасностью (например, нарушения прав потребителей и др.)

либо

аннулирована или приостановлена лицензия на деятельность в сфере использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

Высокий риск

Чрезвычайно высокий риск

Значительный риск

Высокий риск

Средний риск

Значительный риск

Умеренный риск

Средний риск

Низкий риск

Умеренный риск

Понижение категории риска (п. 8 Критериев)

при последней проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя Роспотребнадзор не выносил (в отношении указанных объектов) предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ

Высокий риск

Значительный риск

Значительный риск

Средний риск

Средний риск

Умеренный риск

Умеренный риск

Низкий риск


Какую категорию риска следует присваивать объекту, который одновременно имеет факторы, требующие как повышения, так и понижения категории риска? Например, по показателю риска причинения вреда предприятие относится к категории умеренного риска. При этом за последние три года Роспотребнадзор наложил на него несколько штрафов (это основание для перехода в категорию среднего риска). С другой стороны, при последней внеплановой проверке предприятия Роспотребнадзором никаких предписаний выдано не было (это основание для перехода в категорию низкого риска).

В данном случае объекту защиты не будет присвоена категория низкого риска, и он не останется в первоначальной категории умеренного риска. Объект будет отнесен к категории среднего риска (самой высокой из возможных), поскольку при наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект к более высоким категориям риска или классам опасности (п. 10 Правил N 806).

В зависимости от присвоенной категории варьируется периодичность плановых проверок.

Присваивают категорию риска санитарные врачи и другие сотрудники Роспотребнадзора, при этом более высокие категории риска вправе присваивать чиновники более высокого ранга:


Категория риска, к которой следует отнести объект надзора

Должность

Чрезвычайно высокий риск

Главный государственный санитарный врач РФ

Высокий риск

Значительный риск

Главные государственные врачи по субъектам РФ

Средний риск

Умеренный риск

Должностные лица Роспотребнадзора, определенные главным санитарным врачом РФ


При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект считается отнесенным к категории низкого риска (п. 19 Положения N 476).

Все объекты попадают в перечни объектов госнадзора, которым присвоены категории риска. Эти перечни ведет сам Роспотребнадзор (п. 21 Положения N 476). А на его официальном сайте размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация об объектах категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков (п. 23 Положения N 476, п. 12 Правил N 806). 

Организации и предприниматели могут обратиться в Роспотребнадзор с запросом о том, какая категория риска присвоена их объектам или деятельности и почему (то есть на основании каких сведений). Роспотребнадзор обязан сообщить запрошенные сведения (п. 13 Правил N 806, п. 25 Положения N 476). Бизнес-субъекты могут также заявить в Роспотребнадзор о том, что необходимо изменить категорию риска, присвоенную объекту ранее (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 26 Положения N 476).

Если ведомство ответит отказом (или не ответит вообще), заявитель вправе обжаловать решение (бездействие) Роспотребнадзора в вышестоящий орган Роспотребнадзора, руководителю Роспотребнадзора - главному санитарному врачу и (или) в суд (п. 22 Правил N 806, ч. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.