Энциклопедия решений. Периодичность плановых проверок в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом риск-ориентированного подхода

Периодичность плановых проверок в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом риск-ориентированного подхода

Проверки в рамках санитарно-эпидемиологического надзора проводятся по процедурам и правилам, установленным Законом N 294-ФЗ (п. 7 ст. 46 Закона N 52-ФЗ). Статья 8.1 Закона N 294-ФЗ предусматривает применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов надзора. Риск-ориентированный подход по общему правилу начнет применяться только с 1.01.2018, однако Правительство РФ вправе определить те виды надзора, в которых такой подход будет использоваться раньше (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ). Правительство РФ воспользовалось этим правом и ввело риск-ориентированный подход в федеральном госсанэпиднадзоре с 3 сентября 2016 г. (см. перечень в постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, п. 10.1 Положения N 476). Следовательно, риск-ориентированный подход в госсанэпиднадзоре уже существует и должен применяться Роспотребнадзором. С 2017 года плановые проверки в сфере санитарно-эпидемиологического надзора должны проводиться (в том числе) с учетом категории риска, присвоенной объекту надзора. А с 1 июля 2018 такие плановые проверки будут проводиться только с использованием чек-листов, а задавать дополнительные вопросы и собирать дополнительные сведения Роспотребнадзору будет запрещено (ч. 11.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 27 Положения N 476). Подобные проверки в отношении некоторых категорий организаций и предпринимателей начнут проводить даже с 1 октября 2017 г., но каких именно категорий - пока не определено (п. 2 постановления Правительства РФ от 14.06.2017 N 707).

Риск-ориентированный подход (ч. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ) означает, что Роспотребнадзор присвоил каждому объекту надзора (это и сам производственный объект, и его деятельность) определенную категорию риска. Периодичность плановых проверок будет зависеть только от того, к какой категории риска отнесен конкретный объект защиты.

Из этого правила есть только одно исключение: плановые проверки, периодичность проведения которых определена в соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, осуществляются с этой же периодичностью независимо от отнесения объектов к определенной категории риска (п. 15 Правил N 806). К таким проверкам относятся проверки в отношении юридических лиц и ИП, осуществляющих некоторые виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной и иных по Перечню и с периодичностью, установленными Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (далее - перечень N 944). В отношении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Перечнем N 944 установлены следующие субъекты и периодичность проверок:


Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;

оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

не чаще 1 раза в 2 года

дошкольное и начальное общее образование;

основное общее и среднее (полное) общее образование;

предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

не чаще 1 раза в год

деятельность детских лагерей на время каникул

1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену

Внимание

Указанным субъектам из Перечня N 944 также могут быть присвоены категории риска. Однако эта категория не будет влиять на периодичность проведения плановых проверок (п. 15 Правил N 806).

Для всех остальных объектов (то есть не перечисленных в Перечне N 944) периодичность плановых проверок зависит только от присвоенной категории риска. П. 20 Положения N 476 и Правила N 806 устанавливают следующую периодичность проведения плановых "санитарных" проверок в зависимости от присвоенной категории риска:


Категория риска

Периодичность плановых проверок

Чрезвычайно высокий риск

Ежегодно

Высокий риск

Один раз в 2 года

Значительный риск

Один раз в 3 года

Средний риск

Не чаще чем один раз в 4 года

Умеренный риск

Не чаще чем один раз в 6 лет

Низкий риск

Плановые проверки не проводятся никогда

Внимание

Указанная периодичность применима исключительно к таким проверкам Роспотребнадзора, которые проводятся в рамках санитарно-эпидемиологического надзора. Периодичность остальных плановых проверок Роспотребнадзор будет исчислять по ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ. Эти периоды могут не совпадать.

Кроме того, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса, за некоторыми исключениями: если по итогам предыдущей проверки, проведенной менее трех лет назад, субъекты ранее наказывались за грубое нарушение, предусмотренное КоАП РФ, либо подвергались дисквалификации, административному приостановлению деятельности, либо их лицензия была аннулирована или приостановлена (ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Также мораторий не распространяется на субъектов, перечисленных в Перечне N 944 (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на февраль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.