Энциклопедия решений. Предостережение органа государственного пожарного надзора

Предостережение органа государственного пожарного надзора

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) - это письменный документ, который по своей сути является "допроверочным" аналогом предписания. Предостережение должно содержать указания на соответствующие требования пожарной безопасности и предусматривающие их нормативные правовые акты РФ и нормативные документы по пожарной безопасности, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) адресата предписания могут привести или приводят к нарушению этих требований (абз. 2 п. 115 Регламента N 644).

Орган государственного пожарного надзора объявляет предостережение, если и без проведения проверки понятно, что нарушения обязательных требований уже имеются либо вот-вот произойдут, но для проведения "полноценной" внеплановой проверки оснований недостаточно (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, п. 115 Регламента N 644).

Как определить достаточность оснований для проверки? Только по одному критерию - насколько опасны имеющиеся нарушения. Если нарушение не причинило вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства и не создало угрозу такого вреда, а также не привело к ЧС и угрозе ЧС, - оснований для внеплановой проверки нет. Если, напротив, такой вред уже причинен (либо есть угроза его причинения), то и основания для организации внеплановой проверки имеются (п.п. а и б п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Предсказать заранее, какое именно нарушение требований пожарной безопасности точно влечет (или не влечет) такой вред или его угрозу, невозможно: это определяется по-разному в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом их толкования в правоприменительной практике (письмо МЧС России от 17.02. 2017 N 19-16-302).

Информация о нарушениях (бывших и будущих) может поступить в ГПН из любых источников, кроме анонимных жалоб: из СМИ, из заявлений и обращений граждан, организаций, органов власти, в т.ч. после проведенных ГПН мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемым (ч. 5 ст. 8.2, ч. 6 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). Такие мероприятия (плановые рейдовые осмотры и т.п.) проводятся на основании заданий на их проведение, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа ГПН (ч. 1 и 2 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). Порядок оформления заданий и порядок оформления их результатов установлен МЧС (ч. 4 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, приказ МЧС России от 24.03.2017 N 132).

Последнее условие, необходимое для объявления предостережения: его адресат (т.е. нарушитель) ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ). Непонятно, как орган ГПН будет реагировать в том случае, если нарушитель уже привлекался к ответственности, однако нарушение не является существенным (во всяком случае не причинило вреда и не повлекло угрозу его причинения): такая практика на сегодняшний день не сложилась, и, по-видимому, МЧС еще не определился с данным вопросом (см. письмо от 17.01.2017 N 19-4-3-121). Возможно, в таком случае орган ГПН будет возбуждать дело об административном правонарушении по процедуре КоАП РФ.

Форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утверждена Регламентом N 644 (приложение N 15), однако согласно ч. 7 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ заполняться она должна с учетом Порядка составления и направления предостережений, утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (далее - Порядок).

Решение о направлении предостережения принимает руководитель органа ГПН либо его заместитель, либо иное должностное лицо, уполномоченное приказом органа пожарного надзора (п. 2 Порядка).

Орган ГПН должен составить и направить предостережение не позднее 30 дней со дня получения всей совокупности необходимых сведений (т.е. о нарушении, о его "безугрозном" характере и о "чистой" репутации нарушителя) (п. 3 Порядка). Направляется оно заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным способом, в том числе через портал госуслуг или электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо размещенному на официальном сайте организации или предпринимателя (п. 6 Порядка).

Предостережение содержит (п. 4 Порядка, ч. 5 и ч. 6 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 115 Регламента N 644):

- наименование органа ГПН, наименование адресата-организации (ФИО предпринимателя), дату и номер предостережения;

- сведения о конкретных действиях (бездействии) адресата, которые могут привести или приводят к нарушениям;

- ссылки на конкретные нормативные правовые акты (с указанием структурных единиц), которые нарушены (могут быть нарушены);

- предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

- и предложение направить уведомление в орган ГПН об исполнении предостережения по адресу и способом, указанному в предостережении, и срок для такого уведомления. Этот срок законодательством не определен и, вероятно, может устанавливаться в зависимости от конкретных обстоятельств, однако он не должен быть короче 60 дней со дня направления предостережения.

Требований о представлении каких-либо документов в предостережении быть не должно (п. 5 Порядка).

При несогласии с предостережением на него можно подать возражение (п. 7 Порядка), в котором указать следующие данные: наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН, дату и номер предостережения, а затем обосновать свою позицию по поводу указанных в предостережении действий, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований (п. 8 Порядка). Возражение отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 9 Порядка). В течение 20 рабочих дней орган ГПН должен предоставить ответ на возражения (п. 10 Порядка).

Если же возражений нет, то об исполнении предостережения необходимо отчитаться в установленный им срок (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, п. 11 Порядка). Уведомление отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 13 Порядка).

Законодательство не предусматривает прямо ответственности за неуведомление органа ГПН об исполнении предостережения либо за его неисполнение (см. письмо МЧС России от 21.03.2017 N 19-16-425). Тем не менее, если вовремя не отчитаться перед ГПН о том, что предостережение исполнено (или отчитаться, но не исполнить его фактически), есть риск быть привлеченным к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде). Однако ни ч. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, ни п. 4 Порядка не говорят именно об обязанности адресатов исполнять предостережение и уведомлять об этом. Напротив, указанные нормы говорят лишь о "предложении" юридическому лицу, предпринимателю принять меры и направить уведомление. Дополнительно п. 5 Порядка запрещает включать в предостережение требования о предоставлении адресатом каких-либо сведений. В связи с этим привлечение в указанной ситуации к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ дает возможность для обжалования.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.