Энциклопедия решений. Присвоение категорий риска деятельности работодателей

Присвоение категорий риска деятельности работодателей

Деятельность каждого работодателя подлежит отнесению к одной из пяти категорий: высокого риска, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков (п. 17 Положения N 875, п. 3 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, далее - Правила N 806). Для отнесения к нужной категории риска используются специальные Критерии, установленные Приложением к Положению N 875 (далее - Критерии).

Для определения категории риска деятельности конкретного работодателя необходимо использовать следующие параметры:

1. Наличие/отсутствие смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (кроме произошедших по вине третьих лиц), за 3 предшествующих года.

Внимание

При наличии такого смертельного случая сразу присваивается категория высокого риска (п. 12 Критериев). В этом случае в каких-либо расчетах необходимости нет.

2. Среднесписочная численность работников, занятых у данного работодателя. Эта численность прямо определяет "показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий" (М) (п. 6 Критериев), который составляет:

 

0,5

При среднесписочной численности менее 200 человек

0,7

При среднесписочной численности от 200 до 499

1

При среднесписочной численности от 500 до 999 человек

1,5

При среднесписочной численности свыше 1000

 

Этот показатель необходимо перемножить с так называемым показателем потенциального вреда (ПВ). Значения этого показателя ПВ приведены в приложении к Критериям и зависят от отрасли, в которой трудятся работники организации или ИП, - для десяти самостоятельных отраслей и один показатель для всех остальных отраслей (показатели рассчитывались по статистике производственного травматизма и будут актуализироваться каждые три года или чаще, см. п. 4 и п. 5 Критериев).

Перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований:

 

Отрасль

Показатель

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

0,49

Добыча полезных ископаемых

1,49

Обрабатывающие производства

0,96

Обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха 

0,99

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,97

Строительство

0,87

Транспортировка и хранение

0,85

Деятельность в области информации и связи

0,58

Образование

0,44

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

0,57

Прочие виды экономической деятельности

0,2

 

Произведение М х ПВ будет использовано в подсчетах для определения категории риска (см. п. 3 Критериев).

3. Наличие/отсутствие факта задолженности по заработной плате за предшествующий год. Этот факт определяет величину индивидуального коэффициента Кз, который при наличии задолженности по зарплате равен 0,3, а при отсутствии задолженности равен 0 (абз. пятый п. 8 Критериев).

4. Наличие/отсутствие факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 предыдущих года. Этот факт определяет величину индивидуального коэффициента Кадм, который при наличии назначенных наказаний равен 0,1, причем независимо от количества этих наказаний (абз. шестой п. 8 Критериев). Если за предшествующее трехлетие административных наказаний не было, Кадм равен 0 (п. 11 Критериев). Данные о наказаниях Роструд будет брать из своей ведомственной отчетности (п. 11 Критериев), в которую попадают и результаты прокурорских проверок в указанной сфере (см. письмо Роструда от 12.04.2017 N ТЗ/1330-11-2). Важный нюанс: если совершенное работодателем административное правонарушение в сфере труда было признано малозначительным, то работодатель освобождается от ответственности вообще, следовательно, наложенного наказания в данном случае вообще нет (ст. 2.9 КоАП РФ). Если же работодателю вынесли предупреждение, а не штраф (или штраф заменили на предупреждение согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ), то это предупреждение является полноценным административным наказанием, влияющим на размер Кадм.

5. Число тяжелых несчастных случаев на производстве (за предыдущий год), умноженное на коэффициент 0,4, и число легких несчастных случаев за тот же период, умноженное на коэффициент 0,1. Сумма этих двух произведений является величиной индивидуального коэффициента Кт (п. 9 Критериев):

Кт = 0.4 х количество тяжелых несчастных случаев + 0,1 х количество легких несчастных случаев

Данные о количестве несчастных случаев, признанных связанными с производством, Роструд будет брать из сведений о травматизме (п. 11 Критериев).

Полученные цифры сложим по формуле, в которой Р - это показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (п. 2 Критериев):

Р = ПВ х M + Кз + Кадм + Кт

В зависимости от полученного Р и определяется категория риска, к которой относится деятельность конкретного работодателя (п. 1 Критериев):

 

Значение Р

Категория риска

1 и более

высокий

от 0,99 до 0,75

значительный

от 0,74 до 0,5

средний

от 0,49 до 0,25

умеренный

менее 0,24

низкий

Но и эту, подсчитанную, категорию риска нужно снизить на один уровень, если одновременно:

- за 3 предшествующих года нет ни одного случая смертельного травматизма,

- за предшествующий год нет ни одного случая тяжелого травматизма,

- за предшествующий год нет ни одного случая невыплаты заработной платы в установленный срок,

- за предшествующий год нет ни одного вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ (п. 13 Критериев). По-видимому, административные взыскания по ч.ч. 2, 5, 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ не препятствуют снижению категории риска (см. письмо Роструда от 01.03.2018 N 66-11-1).

В зависимости от присвоенной категории риска варьируется периодичность плановых проверок (п. 20 Положения N 875).

Пример

Рассчитаем категорию риска для деятельности кондитерского цеха. Среднесписочная численность работников - 23 человека. За последний год произошел один легкий несчастный случай на производстве, смертельных и тяжелых несчастных случаев не было никогда, как и задолженности по зарплате. За последние три года за нарушение обязательных требований в сфере труда Роструд дважды накладывал на цех административное наказание (по ч.ч. 1 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

Определим необходимые для расчета показатели:

- показатель потенциального вреда (ПВ) равен 0,2 (значение берем из приложения к критериям);

- показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий (М) равен 0,5 (т.к. среднесписочная численность менее 200 чел., см. п. 6 Критериев);

- индивидуальный коэффициент Кз равен 0 (не было фактов задолженности по зарплате, см. абз. пятый п. 8 Критериев);

- индивидуальный коэффициент Кадм равен 0,1 (поскольку имеются факты наложенных взысканий, см. абз. шестой п. 8 Критериев);

- индивидуальный коэффициент Кт равен 0,1 (0,4 х 0+ 0,1 х 1, см. п. 9 Критериев).

Величина показателя потенциального риска причинения вреда Р будет равна:

Р

=

ПВ

х

M

+

Кз

+

Кадм

+

Кт

=

0,3

0,2

0,5

0

0,1

0,1

Следовательно, деятельности данного кондитерского цеха будет присвоена категория умеренного риска (см. п. 1 Критериев). Оснований для понижения категории на одну ступень отсутствуют, потому что имеются факты административных взысканий по упомянутым статьям КоАП РФ (п. 13 Критериев). Следовательно, имеем все ту же категорию умеренного риска, а плановые проверки будут проводиться не чаще чем один раз в 6 лет (п. 20 Положения N 875).

Присваивают категорию риска (кроме высокого риска) главные государственные инспекторы труда в субъекте РФ, а также их заместители (пп. "б" п. 18 Положения N 875). Отнести объект к категории высокого риска вправе только главный государственный инспектор труда РФ или его заместитель (пп. "а" п. 18 Положения N 875). При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность организации или ИП считается отнесенной к категории низкого риска (абз. третий п. 19 Положения N 875).

Роструд на своем официальном сайте разместил и будет поддерживать в актуальном состоянии информацию о всех организациях и предпринимателях, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков (п. 12 Правил N 806, п. 21 Положения N 875): наименование (ФИО), ОГРН, ИНН, место нахождения и место осуществления деятельности, категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности к высокой или значительной категории риска.

Работодатели могут запросить федеральную инспекцию труда о том, какая категория риска присвоена их деятельности. Ответ на такой запрос дается в срок не более 15 календарных дней, дополнительно Роструд информирует о тех сведениях, которые использовались при расчетах (п. 13 Правил N 806, п. 23 Положения N 875). Организации и предприниматели могут также подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 24 Положения N 875). Отказ в изменении категории риска может быть обжалован - в Роструд (п. 103 Регламента N 354н) либо в суд (п. 22 Правил N 806). Работодатели, у которых больше 1000 работников, могут увидеть решение о снижении им категории риска на сайте Роструда (п. 14 Критериев).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры


При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.