• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Предписания органа ГЖН

Предписания органа ГЖН

Выдача предписания


Если проверка выявила нарушения лицензионных требований, то орган ГЖН обязан выдать УК МКД предписание об устранении нарушений (ч. 2 ст. 196 и п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 13 Положения N 1110).

Предписание является обязательным приложением к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), следовательно, вручается УК лицу вместе с актом проверки. Однако нарушение этого правила (например, отправка предписания позже акта проверки) не является грубым (постановление Четырнадцатого ААС от 08.10.2015 N 14АП-5297/15, решение АС Нижегородской области от 10.02.2016 по делу N А43-33606/2015).

Внимание

Орган ГЖН вправе выдавать предписания только после и по итогам проверки, которая обнаружила нарушение лицензионных требований, и только тому лицу, чья деятельность была проверена (постановления АС Дальневосточного округа от 21.04.2017 N Ф03-1094/17, АС Северо-Кавказского округа от 15.07.2016 N Ф08-4758/16, Пятого ААС от 03.03.2017 N 05АП-9730/16, Семнадцатого ААС от 16.05.2016 N 17АП-4071/16).

Предписание уполномочен выдавать тот самый инспектор ГЖН, что и проводил проверку (постановления Восемнадцатого ААС от 31.05.2017 N 18АП-4492/17, Второго ААС от 24.03.2016 N 02АП-11988/15).

Информация о выданном предписании публикуется в Едином реестре проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 20 и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).


Содержание предписания


Предписание должно содержать:

- только законные требования: то есть на УК можно возложить только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона. К законным требованиям относятся требования действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдения правового режима пользования общим имуществом (постановление Седьмого ААС от 14.09.2016 N 07АП-7636/16),

- только такие требования, которые являются реально исполнимыми (постановления АС Центрального округа от 22.03.2017 N Ф10-546/17, АС Дальневосточного округа от 17.03.2017 N Ф03-517/17, АС Волго-Вятского округа от 16.05.2016 N Ф01-1145/16, Восемнадцатого ААС от 05.05.2017 N 18АП-3592/17, Одиннадцатого ААС от 01.06.2016 N 11АП-6246/16). Если предписание содержит только лишь формулировки, констатирующие допущенные нарушения, то предписание является неисполнимым (постановление Восемнадцатого ААС от 07.09.2016 N 18АП-10015/16). Отсутствие в оспариваемом предписании конкретного адреса МКД само по себе не говорит о его неисполнимости, если предписание ссылается на акт проверки, в котором такой адрес указан (постановление АС Уральского округа от 14.04.2016 N Ф09-2089/16).

Иногда орган ГЖН включает в предписание конкретный способ устранения нарушений. Такой предложенный органом ГЖН способ можно отдельно оспорить в суде, поскольку УК как субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания (постановления АС Западно-Сибирского округа от 25.01.2017 N Ф04-6625/16, Пятого ААС от 13.08.2015 N 05АП-6734/15). Чаще всего в предписании нет перечня конкретных действий, подлежащих совершению.

Иногда в предписании указывается специальный срок, в течение которого адресат предписания должен уведомить о его исполнении, и способ такого уведомления, а также порядок и сроки его обжалования.


Продление срока исполнения предписания


Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки, а за нарушение этих сроков наступает административная ответственность по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (предусматривает штраф для УК в 200 000 - 300 000 руб, для должностных лиц УК - штраф в 50 000 - 100 000 руб или дисквалификацию на срок до трех лет).

Иногда бывает невозможно исполнить предписание органа ГЖН в установленный им срок по каким-то объективным причинам (например, проведение некоторых ремонтных работ - из-за затянувшихся дождей или ранних/поздних заморозков). В этом случае УК вправе обратиться в орган ГЖН с письмом (заявлением, ходатайством) о продлении срока исполнения предписания; разумеется, ходатайство должно быть обоснованным (постановления Первого ААС от 25.01.2016 N 01АП-8962/15, Пятого ААС от 06.04.2016 N 05АП-1636/16, Седьмого ААС от 12.02.2016 N 07АП-13099/15, Нижегородского областного суда от 23.05.2016 по делу N 4А-670/2016).

Отказ в продлении срока исполнения предписания можно оспорить в суде (см, например, постановление Семнадцатого ААС от 13.01.2017 N 17АП-18114/16, решение АС Архангельской области от 28.04.2016 по делу N А05-1239/2016).


Обжалование предписания


В случае несогласия с предписанием, его можно обжаловать в суд или в самом органе ГЖН (пп. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Возражение (жалоба) в ГЖН подается в течение 15 дней с даты получения акта проверки (это важно, потому что даты акта и предписания могут отличаться) (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ). К такому возражению целесообразно приложить документы, обосновывающие доводы жалобы. Это возражения и обосновывающие документы могут быть поданы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Процедура рассмотрения возражений и жалоб, как правило, описывается в административных регламентах региональных органов ГЖН. Решение органа ГЖН по возражениям и жалобам можно обжаловать в суде.

Обращаться за обжалованием в арбитражный суд следует в течение трех месяцев со дня получения предписания (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача возражений в орган ГЖН никак не сказывается на этом трехмесячном сроке. При подаче заявления в суд уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Обжалование предписания ГЖН в суде - само по себе - не приостанавливает действия предписания, но о таком приостановлении можно ходатайствовать (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, см. также постановление АС Волго-Вятского округа от 18.10.2016 N Ф01-4368/16).

Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). Орган ГЖН будет обязан доказать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК РФ). Если жалоба УК будет признана обоснованной, суд объявит предписание недействительным полностью в части (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).


Проверка исполнения предписания


Когда закончится срок, установленный УК для исполнения предписания, орган ГЖН вправе провести внеплановую проверку - на предмет исполнения предписания (п. 1 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ч. 3 ст. 196 ЖК РФ). Распоряжение на такую проверку орган ГЖН может вынести и до истечения срока исполнения (решение АС Калужской области от 12.12.2016 по делу N А23-4565/2016). Если УК выполнила предписание досрочно, то она вправе ходатайствовать о проведении внеплановой проверки в целях установления этого факта (п. 4 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).

По результатам таких внеплановых проверок, если предписание не исполнено, выдается новое предписание с новыми сроками, а также составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и направляются мировому или районному судье (не в арбитражный суд!) для принятия решения о назначении административного наказания (ч. 1, абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 и ст. 28.8 КоАП РФ). Часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2 000 рублей - для должностных лиц (или дисквалификацию на срок до трех лет), административного штрафа от 10 000 до 20 000 рублей - для юридических лиц.

Внимание

При проведении внеплановой проверки, предметом которой является контроль исполнения ранее выданного предписания, орган ГЖН не вправе выявлять новые нарушения лицензионных требований (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, см. также постановление АС Уральского округа от 25.11.2016 N Ф09-9591/16, решения АС Ярославской области от 10.03.2016 по делу N А82-15881/2015, АС Амурской области от 26.01.2017 по делу N А04-10612/2016). Однако существует и противоположная судебная практика (постановление Двенадцатого ААС от 19.04.2017 N 12АП-3446/17, Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-30827/16).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах


При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, И. Разумовой