Какой орган рассматривает дело, по которому проводилось административное расследование
Административное расследование по делу об административном правонарушении может проводиться в некоторых, специально оговоренных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, случаях, например, по нарушениям санитарных норм, норм пожарной безопасности, законодательства о труде, о рекламе, миграционного законодательства и т.п.
По окончании административного расследования составляется обычный протокол об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ), который передается в орган/должностному лицу, уполномоченным рассмотреть дело по существу и вынести по нему постановление (ч. 1 ст. 28.8. КоАП РФ).
По общему правилу, дела об административных правонарушениях - в зависимости от конкретного состава - могут рассматривать по существу:
- различные контролирующие органы (например, Роструд или Роспотребнадзор);
- мировой судья;
- районный суд;
- арбитражный суд.
К кому именно попадет дело, и по какой именно статье КоАП, - описано в статьях главы 23 КоАП РФ, при этом:
- составы правонарушений, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП, рассматриваются всегда и исключительно только судами;
- составы, перечисленные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, могут рассматриваться и судами, и контролирующими органами, а в суд дело попадает тогда, когда чиновники жаждут применить к нарушителю дисквалификацию, или конфискацию, или еще какое-нибудь наказание, которое может применить только суд (см. также пп. в п. 3 Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5);
- составы, не упомянутые в ч. 1-2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются только надзорными органами.
Однако абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ содержит оговорку: дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1-2 этой статьи и по которым проводилось административное расследование, рассматриваются судьями районных судов. Растолковать эту оговорку, в общем, не так просто: достаточно сказать, что даже Верховный Суд РФ за время существования КоАП РФ несколько раз менял свою позицию*(1).
В настоящее время - при решении вопроса о том, какой орган должен рассматривать дело после административного расследования - судебная практика придерживается следующего:
- дела по правонарушениям, перечисленным в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются только судами. После окончания административного расследования протокол об административном правонарушении и прочие материалы дела обязательно передаются в арбитражный или районный (но не мировой) суд;
- дела по правонарушениям, которые перечислены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, могут быть рассмотрены как судами, так и должностными лицами тех надзорных органов, которые вправе рассматривать соответствующие дела по существу. В этом случае после окончания административного расследования и составления протокола надзорный орган должен решить: будет ли в данном случае штраф достаточным наказанием для виновного? Если да, то дело рассмотрит, а штраф наложит должностное лицо этого самого органа, а передавать дело в суд не нужно. Если же штраф, по мнению надзорного органа, не будет адекватным наказанием для правонарушителя, то дело будет передано в суд (арбитражный или районный), который может дисквалифицировать нарушителя, конфисковать предмет или орудие правонарушения, лишить специального права или даже приостановить деятельность. То есть передача дела по составу, поименованному в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, диктуется только необходимостью применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей (см. постановления Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 24-АД16-1, от 29.06.2016 N 308-АД16-2457, от 30.11.2015 N 51-АД15-5, от 11.03.2016 N 46-АД16-4, от 22.10.2015 N 59-АД15-6. Этот вывод, кстати, полностью соответствует позиции ВАС РФ, сформулированной в п. 9.1 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Дела по тем правонарушениям, которые отнесены к подведомственности арбитражных судов и указаны в абз. 4 и 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, должны передаваться в арбитражный суд, наличие административного расследования не влияет на подведомственность этой категории дел (абз. 2 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2, пп. д п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N5).
______________________________
*(1) В 2003 году Верховный Суд РФ разъяснил, что дела об административных правонарушениях, названных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, по которым проводилось административное расследование, подлежат рассмотрению судьями лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение судье (Вопрос 4 Обзора судебной практики ВС РФ за первый квартал 2003 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 09.07.2003, см. также письмо Верховного Суда РФ от 22.04.2003 N 717-5/общ). Этот вывод совпадал с позицией ВАС РФ (п. 9.1 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Спустя четыре года этот вывод был признан утратившим силу, а ВС РФ разъяснил, что анализ ст. 23.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что в тех случаях, когда в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, перечисленные в части второй, производилось административное расследование, административный орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, обязано передать его на рассмотрение суда, поскольку в пункте втором части третьей установлена исключительная судебная подведомственность в отношении таких дел. В качестве компетентного суда, полномочного рассматривать эти дела, п. 2 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса определен районный суд (вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2007 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 27.02. 2008 г).
В 2015-2016 годах Верховный Суд РФ вновь вернулся к прежней точке зрения о том, что передача дел (после административного расследования) на рассмотрение судье является правом, а не обязанностью должностного лица, и зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах