Энциклопедия решений. Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе

Лица, руководствующиеся законодательством о контрактной системе

Ряд субъектов хозяйственной деятельности должны при приобретении (закупке) товаров, работ, услуг должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ во всех случаях или в случаях, определенных отдельно. Эти субъекты по своему правовому статусу и необходимости применения соответствующего законодательства можно разделить на перечисленные ниже категории.

 

1. Государственные и муниципальные заказчики, которые во всех случаях руководствуются Законом N 44-ФЗ (п.п. 5 - 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

- государственные органы (в том числе органы государственной власти);

- муниципальные органы;

- Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

- Государственная корпорация по атомной энергии "Роскосмос";

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- казенные учреждения.

 

2. Бюджетные учреждения и унитарные предприятия (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ), которые по общему правилу руководствуются Законом N 44-ФЗ, но вправе применять Закон N 223-ФЗ при закупках за счет средств, перечисленных в ст. 15 Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 1 - 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

 

3. Автономные учреждения, которые при закупках для собственных нужд руководствуются по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но на которые распространяется часть положений Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ч.ч. 1, 2, п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

 

4. Юридические лица, которые при закупках для собственных нужд по общему правилу руководствуются Законом N 223-ФЗ, но на которые распространяются положения Закона N 44-ФЗ при осуществлении ими закупок за счет предоставленных в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ч.ч. 1, 2, п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ):

- хозяйственные общества, то есть акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований - п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности превышает 50%, их дочерние общества и дочерние общества их дочерних обществ;

- юридические лица независимо от организационно-правовой формы (то есть включая и вышеуказанные хозяйственные общества), осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий или регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов и получающие от этих видов деятельности свыше 10% выручки, а также их дочерние общества и дочерние общества их дочерних обществ, за оговоренными законом исключениями.

 

5. Все иные, помимо перечисленных выше, юридические лица, которые применяют часть положений Закона N 44-ФЗ при осуществлении ими закупок за счет предоставленных в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства (ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

 

6. Бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия, которые могут осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд от лица государственных и муниципальных заказчиков в соответствии Законом N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

 

Кроме того, законодательством установлены специальные случаи применения Закона N 44-ФЗ заказчиками, руководствующимися по общему правилу Законом N 223-ФЗ, и отдельными иными категориями лиц при отборе аудиторских организаций.

Первый случай предусмотрен ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, согласно которой заказчики, руководствующиеся этим Законом, не утвердившие и не разместившие в установленном этим Законом порядке положения о закупке, в сроки, установленные этой нормой или ч.ч. 5 - 8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, при закупке руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке. Как видим, речь идет не о полном распространении действия Закона N 44-ФЗ на заказчиков, указанных в Законе N 223-ФЗ, а только о применении ими норм Закона N 44-ФЗ в части, касающейся определения контрагента, то есть, очевидно, выбора способа закупки и порядка его проведения.

Вторым случаем является нарушение заказчиком обязанностей, связанных с закупкой у субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. В этом случае согласно той же норме положение о закупке, предусмотренное Законом N 223-ФЗ, считается неразмещенным с 1 февраля до 31 декабря года, в котором выявлены нарушения, и в этот период заказчик руководствуется при закупках положениями Закона N 44-ФЗ, очевидно, в той же части.

Третьим случаем является обязанность определения аудиторской организации или индивидуального аудитора для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, унитарного предприятия. В этом случае согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение аудита заключается по итогам проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе, не реже чем один раз в 5 лет. Иными словами в данном случае речь идет об установлении специальной нормой обязанности для перечисленных в ней субъектов, включая и входящих в категории заказчиков, применяющих нормы Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ, выбора аудиторской организации или индивидуального аудитора именно путем проведения конкурса и одновременном указании, что такой конкурс проводится в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, но не о распространении действия этого Закона на указанные отношения.

Тема

Заказчики и сфера применения законов о закупках

 

См. также

Государственные и муниципальные заказчики в контрактной системе

Бюджетные учреждения в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд

Автономные учреждения в контрактной системе. Закупки для собственных нужд

Бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки от лица государственных, муниципальных заказчиков

Закупки в контрактной системе иных, помимо государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, юридических лиц

Унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд

Действия, которые должны были совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему

"Переходящие" с 2016 года на 2017 год закупки унитарных предприятий

Государственные (муниципальные) заказчики. Подборка документов

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой