Энциклопедия решений. Закупки в контрактной системе иных, помимо государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, юридических лиц

Закупки в контрактной системе иных, помимо государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, юридических лиц

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ юридическое лицо, не являющееся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, обязано применять положения данного Закона при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. При осуществлении закупок за счет указанных средств на такое юридическое лицо распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

На некоторые юридические лица, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, распространяет действие Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). К таковым относятся:

- субъекты естественных монополий;

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов;

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

В отношении данных юридических лиц при осуществлении вышеописанных закупок будет действовать оговорка п. 3 ч. 4 ст. 1 Законом N 223-ФЗ, согласно которому данный Закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением лицами, поименованными заказчиками в Законе N 223-ФЗ, закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Одновременно очевидно, что при предоставлении бюджетных инвестиций реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства совершенно частным коммерческим организациям, закупки которых не урегулированы никаким отдельным законом, действие Закона N 44-ФЗ будет распространяться и на закупки таких организаций, осуществляемых за счет полученных бюджетных инвестиций. Прочие же закупки такие организации могут осуществлять в обычном порядке.

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ). Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, предоставляются в порядке, предусмотренном ст. 80 БК РФ. Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся учреждениями и унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке (абзац второй п. 1 ст. 80 БК РФ, см., например, Правила принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 941). Согласно п. 2 ст. 80 БК РФ в установленных случаях бюджетные инвестиции должны быть прямо предусмотрены законом о бюджете субъекта РФ в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием:

- юридического лица;

- объема бюджетных инвестиций;

- цели предоставления инвестиций.

Кроме того, уполномоченным органом обязательно должен заключаться договор об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций, отсутствие которого является основанием для непредставления инвестиций (п. 3 ст. 80 БК РФ).

Из вышеприведенной ст. 6 БК РФ, а также п.п. 1, 3 ст. 80 БК РФ, вытекает, что предоставление бюджетных инвестиций влечет приобретение Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (публично-правовым образованием - п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) доли в собственности субъекта инвестиций. Конкретные условия такого приобретения доли в собственности, очевидно, должны устанавливаться вышеуказанными договорами о предоставлении бюджетных инвестиций.

Внимание

На практике иногда высказывается мнение, что любое предоставление юридическим лицам, не являющимся учреждениями и унитарными предприятиями, средств из бюджета в целях создания, реконструкции или технического перевооружения или приобретения объектов недвижимости является бюджетными инвестициями и должно, соответственно, влечь приобретение публично-правовым образованием доли в собственности субъекта инвестиций. Однако, как показано выше, бюджетные инвестиции коммерческим организациям предоставляются в особом порядке и в соответствии с договорами особого рода. Соответственно, денежные средства, перечисляемые государственными заказчиками коммерческим организациям в целях оплаты товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) на основании государственных контрактов, не могут рассматриваться в качестве бюджетных инвестиций, даже если другая сторона по контракту приобретает, создает или реконструирует в целях исполнения контракта объект недвижимости либо осуществляет его техническое перевооружение. Также бюджетные субсидии представляют собой самостоятельную разновидность бюджетных ассигнований (ст. 69 БК РФ), то есть не являются бюджетными инвестициями.

Обратим внимание, что речь идет о распространении действия Закона N 44-ФЗ именно на указанные в ч. 5 ст. 15 этого Закона отношения в очерченных в этой норме пределах. Все остальные закупки товаров, работ, услуг юридические лица осуществляют в общеустановленном порядке: юридические лица, поименованные заказчиками в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ - в соответствии с требованиями этого Закона, которые предусматривают и описанное исключение, прочие юридические лица - в соответствии с общими требованиями гражданского законодательства.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой