• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ

Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг следующими категориями юридических лиц (заказчиками):

- государственными корпорациями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- государственными компаниями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- публично-правовыми компаниями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- субъектами естественных монополий (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ;

- организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ;

- автономными учреждениями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (публично-правовые образования - п.п. 5, 6 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности превышает 50% (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 2 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

- бюджетными учреждениями и государственными и муниципальными унитарным ипредприятиями при наличии утвержденного и размещенного в единой информационной системе в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ положения о закупке, в части закупок за счет источников, указанных в ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

 

Заметим, что ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, устанавливающая упомянутые выше исключения, буквально говорит, что этот Закон не распространяется на субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, их дочерние и дочерние дочерних хозяйственные общества, при условии, если их выручка от соответствующих видов деятельности либо от закупки у них основными и другими дочерними основных обществ меньше установленного указанной нормой пределов. Однако анализ ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ показывает, что освобождение от исполнения требований этого Закона зависит от исполнения требования о размещении информации об объеме выручки, установленного самой этой нормой. Поэтому с нашей точки зрения корректнее говорить, что на указанные организации Закон N 223-ФЗ распространяется, но при выполнении установленных им условий, эти организации исключаются из числа заказчиков.

 

Кроме того, иные, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, а потому и не являющиеся заказчиками в целях Закона N 223-ФЗ, юридические лица обязаны применять часть положений этого Закона при реализации инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка, включенных в соответствующий реестр в соответствии с ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Речь идет только о применении требований ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ в части заключения договоров на приобретение для реализации указанных инвестиционных проектов товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ (ч. 5 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В силу тех же норм при реализации аналогичных инвестиционных проектов указанные особенности обязаны применять и лица, исключаемые из числа заказчиков в силу ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

 

Отметим, что в ч.  2 ст.  1 Закона N  223-ФЗ о хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%, и об организациях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (в том числе в сфере естественных монополий), говорится как о разных категориях субъектов. Однако очевидно, что на практике они могут частично совмещаться, например, если акционерное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет более 50%, осуществляет регулируемые виды деятельности. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить, что ч.  2 ст.  1 Закона N  223-ФЗ устанавливает различные основания распространения этого Закона на закупки юридических лиц, - признаки, которые у отдельных организаций могут и совпадать. Это видно, в частности, из п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ, устанавливающей исключение для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в небольших объемах, однако содержащей оговорку, что это исключение не касается хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%.

Иными словами, законодатель исходит из того, что наличие у организации любого одного из признаков, указанных в ч.  2 ст.  1 Закона N  223-ФЗ, достаточно для распространения на организацию действия Закона N  223-ФЗ.

 

Системный анализ показывает, что заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, могут быть разделены на следующие категории:

- руководствующиеся Законом N 223-ФЗ в силу самой принадлежности к поименованной в законе организационно-правовой форме юридического лица - государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, автономные учреждения. Применение Закона N 223-ФЗ обязательно для всех организаций данных организационно-правовых форм, за исключением Госкорпорации "Росатом" и Госкорпорации "Роскосмос", которые признаются государственными заказчиками в силу п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ;

- хозяйственные общества, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ в силу преобладания в их уставном капитале доли публично-правовых образований;

- организации, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ в силу осуществления определенных этим Законом видов деятельности. К таковым могут относиться и указанные выше юридические лица, на которых в этом случае действие Закона N 223-ФЗ распространяется сразу по двум основаниям;

- бюджетные учреждения и унитарные предприятия, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ при соблюдении условий, определенных этим Законом и Законом N 44-ФЗ.

 

Организации, реализующие инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка, к заказчикам не относятся, но применяют часть положений Закона N 223-ФЗ в установленных им пределах.

 

Особенности применения Закона N  223-ФЗ некоторыми категориями юридических лиц рассмотрены в отдельных материалах.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой