• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ

Хозяйственные общества. Закупки по Закону N 223-ФЗ

В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ действие этого Закона распространяется на:

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (публично-правовых образований - п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности превышает 50 процентов (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, перечисленным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Хозяйственные общества - это акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, уставные капиталы которых разделены на доли (п.п. 1, 4 ст. 66 ГК РФ). Следует учитывать, что государственной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 ГК РФ), а муниципальной - принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ). Безусловно, имущество, принадлежащее государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, также является государственным или муниципальным имуществом (п. 2 ст. 113, п.п. 1, 2 ст. 123.21, п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, ст.ст. 294, 296 ГК РФ, ст. 161 БК РФ, п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Однако хозяйственные общества, доли в уставном капитале которых принадлежат государственным учреждениям и унитарным предприятиям, упоминаются в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ как "дочерние хозяйственные общества".

Таким образом, в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ речь идет о хозяйственных обществах, доли в уставном капитале, акции которых принадлежат именно непосредственно публично-правовым образованиям. Соответственно, оборот "в совокупности" подразумевает ситуацию, когда более 50 процентов уставного капитала принадлежит Российской Федерации, и (или) одному или нескольким субъектам Российской Федерации, и (или) одному или нескольким муниципальным образованиям.


Дочерним хозяйственное общество согласно п. 1 ст. 67.3 ГК РФ признается в том случае, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Аналогичные определения даны в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Эти нормы говорят о "дочерности" как о зависимости хозяйственного общества от одного другого хозяйственного общества. Однако следует обратить внимание, что в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ говорится об определении хозяйственного общества дочерним в зависимости от доли участия в уставном капитале, принадлежащей юридическим лицам, указанным в п. 1 этой части, а не только хозяйственным обществам, причем в совокупности, что подразумевает, что их может быть более одного. В связи с этим, по нашему мнению, следует исходить из того, что п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ является специальной нормой, в котором вводится определение "дочерних хозяйственных обществ" в целях применения Закона N 223-ФЗ, отличное от определения, данного в Гражданском кодексе РФ.

Обращает на себя внимание, что, исходя из буквального прочтения ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ под действие этого Закона подпадают только те дочерние - в значении, данном именно в Законе N 223-ФЗ, - хозяйственные общества "первого уровня", в уставных капиталах которых имеются доли юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Отсюда следует, что доли участия публично-правовых образований, которые в гражданско-правовом обороте выступают наравне с юридическими лицами, но юридическими лицами не являются (абзац второй п. 1 ст. 2, ст. 124 ГК РФ), в уставном капитале хозяйственных обществ в целях Закона N 223-ФЗ учитываются отдельно от долей юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, и при определении "дочерности" хозяйственного общества не учитываются. Равным образом, под действие Закона N 223-ФЗ подпадают дочерние хозяйственные общества "второго уровня", в уставных капиталах которых более 50 процентов принадлежат в совокупности дочерним хозяйственным обществам "первого уровня", но доли юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также публично-правовых образований не должны учитываться.

Заметим, что ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ предусмотрены исключения, когда закупки дочерних организаций "первого" и "второго уровней", если они являются дочерними организациями субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, исключаются из сферы действия этого Закона. Данный вопрос должен быть рассмотрен отдельно.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой