Энциклопедия решений. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Закупки по Закону N 223-ФЗ: общее правило определения принадлежности

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности. Закупки по Закону N 223-ФЗ: общее правило определения принадлежности

В п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ указано две категории юридических лиц, на которые этот Закон распространяется в зависимости от ведения определенных видов деятельности: субъекты естественных монополий и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Понятие естественной монополии раскрывается в ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), согласно которой субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом перечень сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям, приведен в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ, и по смыслу данной нормы этот перечень является исчерпывающим, закрытым (см. также письмо ФАС России от 10.09.2009 N АЦ/31448). Соответственно, к субъектам естественной монополии относятся только лица, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ. Также следует учитывать, что Закон N 147-ФЗ не ставит отнесение хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в зависимость от того, является ли для этого субъекта деятельность в сфере естественной монополии основной, равно как и от доли выручки от деятельности естественной монополии в общей выручке организации. Иными словами, любая организация, осуществляющая деятельность в сфере естественных монополий в любом объеме является субъектом естественных монополий.

Регулируемые виды деятельности п. 10 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен (тарифов). Таким образом, определяющим признаком регулируемого вида деятельности является регулирование цен в отношении товаров, работ, услуг, производимых, выполняемых, оказываемых в рамках этого вида деятельности (см. также письмо Минэкономразвития России от 12.10.2011 N Д28-445). Как видим, деятельность в сфере естественных монополий также относится к регулируемым видам деятельности, хотя п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ и отделяет ее субъектов от организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности в иных перечисленных в этой норме сферах, помимо сфер естественных монополий. При этом определяющим фактором для последних также является само по себе осуществление регулируемого вида деятельности в одной из указанных сфер (см. также раздел 2 Разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).

В то же время ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ предусматривает исключение из общего правила, установленного ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, указывая, что действие этого Закона не распространяется на юридические лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (публично-правовых образований - п.п. 5, 6 ст. 66, ст. 125 ГК РФ) в совокупности не превышает 50%, если выручка от указанных видов деятельности не превышает 10% от их общей выручки, а также на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, при соблюдении установленных этой частью условий. На наш взгляд, корректнее говорить, что при соблюдении установленных законом условий указанные организации исключаются из числа заказчиков. Данное исключение рассмотрено в отдельном материале.

Следует также заметить, что в случае реализации организациями, подпадающими под исключение, предусмотренное ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, включенных в соответствующий реестр инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка и стоимость (объем финансирования) которых превышает величину, установленную Правительством РФ, такие организации обязаны применять нормы Закона N  223-ФЗ. Однако как следует из ч. 5 ст. 1, ст. 3.1 Закона N  223-ФЗ эти организации применяют положения Закона N 223-ФЗ только в отношении заключения для реализации указанных инвестиционных проектов договоров на приобретение товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ (ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N  223-ФЗ). Соответственно, указанные организации и при реализации упомянутых инвестиционных проектов исключаются из числа заказчиков по Закону N 223-ФЗ.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой