• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бюджетные учреждения. Закупки по Закону N 223-ФЗ

Бюджетные учреждения. Закупки по Закону N 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и принятым согласно его требованиям положением о закупке за счет следующих источников финансирования:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

При толковании этих норм необходимо, на наш взгляд, учитывать, что они устанавливают исключение из общего правила, установленного ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, согласно которому бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет любых средств в соответствии именно с Законом N 44-ФЗ. Отсюда следуют определенные выводы.

Во-первых, закупки по Закону N  223-ФЗ бюджетное учреждение может осуществлять только при наличии соответствующего решения и утвержденного положения о закупке. В противном случае все закупки должны осуществляться в соответствии с Законом N  44-ФЗ (см. также письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 N  Д28и-351, от 17.03.2016 N Д28и-687).

Во-вторых, все указания на источники финансирования, данные в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, следует рассматривать в системной связи друг с другом. Отсюда, на наш взгляд, следует, что в п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ под "иной приносящей доход деятельностью" имеется в виду иная по отношению к перечисленным выше, в п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 15 Закона N  44-ФЗ. Ведь и поступления оплаты по контрактам, то есть по гражданско-правовым договорам, заключенным с другими заказчиками, руководствующимися этим Законом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N  44-ФЗ), и гранты, полученные от граждан, юридических лиц и международных организаций, с точки зрения бухгалтерского учета рассматриваются как поступления от приносящей доход деятельности (см. прилагаемые материалы).

Таким образом, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ позволяет бюджетным учреждениям осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и положения о закупке за счет любых средств от всей приносящей доход деятельности (см. также письма Минэкономразвития России от 11.09.2013 N Д28и-1044 и N Д28и-1045).

В-третьих, закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и положения о закупке бюджетное учреждение вправе осуществлять, как мы полагаем, исключительно за счет источников, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. На наш взгляд, это подтверждают и положения ч.ч. 4, 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают применение положений Закона N 44-ФЗ различными юридическими лицами, получающими средства бюджета, при осуществлении закупок за счет этих средств. Иными словами, устанавливается принцип, что использование бюджетных средств делает необходимым применение положений Закона N 44-ФЗ.

Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Иными словами, фактически решение о возможности осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ и принятым согласно его требованиям положением о закупке принимается собственником имущества этого бюджетного учреждения. Хотя представляется очевидным, что такое решение может быть принято учредителем по представлению руководителя бюджетного учреждения, а по смыслу норм Закона N 223-ФЗ, говорящих о принятии решения бюджетным учреждением - и должно приниматься в таком порядке.


Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в п.п. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном самим Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году. То есть если бюджетное учреждение приняло положение о закупке и решение о закупках за счет средств от приносящей доход деятельности в соответствии с этим положением о закупке и Законом N 223-ФЗ, то осуществлять закупку за счет этих средств в порядке, предусмотренном Закона N 44-ФЗ, оно может вновь начать только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-351). И напротив: если бюджетное учреждение приняло решение об осуществлении закупок в том или ином календарном году в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, то начать осуществление закупок в соответствии положением о закупке и Законом N 223-ФЗ оно может вновь начать только со следующего года, приняв соответствующее решение в текущем году.

К сожалению, ни ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ни какие-либо иные законодательные акты не указывают в каком порядке, каким органом или в какие сроки принимается бюджетным учреждением решение о закупках в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ, должно ли оно размещаться в единой информационной системе (далее - ЕИС) и в какие сроки. Также, что еще существеннее, не указывается, какова взаимосвязь между положением о закупке и решением об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Это порождает ряд вопросов: можно ли считать решение об утверждении положения о закупке само по себе решением об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ или необходимо принятие отдельного документа? И необходимо ли в случае, если в любом отдельно взятом календарном году принято решение о закупках в следующем году в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а в следующем году вновь принимается решение об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, вновь утверждать положение о закупке или может быть использовано прежнее? Более того, в соответствии с п. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ для осуществления закупок в 2014 году с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ бюджетные учреждения вправе принять положение о закупке в отношении закупок, осуществляемых в 2014 году, до 1 апреля 2014 года. Отсюда можно даже сделать вывод, что положение о закупке должно утверждаться каждый год заново.

Однако по нашему мнению указание ч. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ о "закупках, осуществляемых в 2014 году" следует понимать только как установление исключения из общего правила, предусмотренного ч. 2 ст. 15 Закона N  44-ФЗ, согласно которому положение о закупке должно быть размещено "до начала года" (см. также письмо Минэкономразвития России от 17.04.2014 N 8323-ЕЕ/Д28и). Необходимость установления данного исключения объясняется тем, что Закон N 44-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года, и, соответственно, все его нормы, касающиеся закупок бюджетных учреждений в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и, в частности, устанавливающие полномочия представителя собственника имущества бюджетного учреждения по утверждению положения о закупке, вступили в силу именно с 1 января 2014 года. В связи с этим положение о закупке не могло быть утверждено и опубликовано до начала этого года и, получалось, что ни одно бюджетное учреждение не сможет воспользоваться своими новыми правами в этом году. При этом ни одна норма Закона N 44-ФЗ или иного нормативного акта не предусматривает, что утвержденное положение действует в течение года или подлежит каждый год переутверждению. Соответственно, можно сделать вывод, что срок действия положения о закупке во времени не ограничен (см. также письма Минэкономразвития России от 26.11.2014 N Д28и-2490, от 03.03.2015 N  4635-ЕЕ/Д28и).

В связи с этим, а также с учетом упоминавшегося отсутствия норм, как-либо регулирующих принятие бюджетным учреждением решения о закупке за счет внебюджетных средств в каждом конкретном году, полагаем, что такое решение неотделимо от решения об утверждении и опубликовании положения о закупке. В связи с этим отметим, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ для осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, таковое положение должно быть не только утверждено, но и размещено в ЕИС. Исходя из этого можно сделать вывод, что порядок принятия решения о порядке закупок за счет внебюджетных средств в каждом следующем календарном году является внутриорганизационным вопросом бюджетного учреждения (хотя представляется логичным, что его должен принимать тот же орган, который утверждает положение, то есть орган, осуществляющий полномочия собственника имущества указанного учреждения). До всеобщего же сведения такое решение может быть доведено посредством размещения положения о закупке в ЕИС или удаления его оттуда.

Официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу на настоящий момент нет.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой