• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Государственные и муниципальные нужды

Государственные и муниципальные нужды

В отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нормы Закона N 44-ФЗ не содержат определений понятий "государственные нужды", "федеральные нужды", "муниципальные нужды", "нужды бюджетных учреждений" и, соответственно, не разграничивает эти понятия. Равным образом ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), не раскрывают этих понятий. При этом, однако, из ч. 1 ст. 1, п.п. 1-3 ст. 3, ст.ст. 6, 11 и др. норм Закона N 44-ФЗ видно, что предметом регулирования этого Закона являются отношения, связанные с удовлетворением именно государственных и муниципальных нужд. Из п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ видно также, что к государственным нуждам относятся нужды Российской Федерации (федеральные нужды) и нужды субъектов РФ. Нужды же бюджетных учреждений в Законе N 44-ФЗ отдельно не упоминаются.

В связи с этим следует заметить, что буквально п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ говорит, что отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Отсюда можно сделать вывод, что в целях применения Закона N 44-ФЗ нужды бюджетных учреждений, унитарных предприятий и иных юридических лиц, в случаях, установленных ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, "приравниваются" к государственным и муниципальным нуждам. При этом нужды государственных бюджетных учреждений, унитарных предприятий могут быть разделены на федеральные нужды и нужды субъектов РФ в зависимости от того, кому - Российской Федерации или субъекту РФ - принадлежит на праве собственности имущество конкретного учреждения (ч.ч. 1, 2 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ).

Следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями данного Закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи. Часть же 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право бюджетного учреждения при соблюдении требований, установленных этой частью и ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, осуществлять закупки в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятого на его основе положения о закупке за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Аналогичные положения установлены ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ относительно большинства унитарных предприятий.

Кроме того, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей Закона N 44-ФЗ признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, унитарное предприятие, осуществляющие закупки. Под закупками, напомним, понимаются закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом, как видно из п.п. 5-6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения, унитарные предприятия не отнесены к государственным и муниципальным заказчикам, однако нормы закона указывают, что они, наряду с государственными и муниципальными заказчиками, осуществляют закупки именно для государственных и муниципальных нужд.

Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений, унитарных предприятий в принципе рассматриваются как государственные и муниципальные нужды соответственно.

Иные же юридические лица, указанные в ч.ч. 4, 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ обязаны применять нормы этого Закона при закупках за счет бюджетных средств в случаях, предусмотренных указанными частями. Автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 данного Закона). Иные юридические лица обязаны руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ при закупках за счет средств, полученных им в качестве бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, в случаях и в пределах, определяемых в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций (ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Соответственно, нужды этих юридических лиц, удовлетворяемые за счет указанных выше средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, в целях применения Закона N 44-ФЗ приравниваются к государственным или муниципальным нуждам.

Таким образом, требования всех норм Закона N 44-ФЗ, устанавливающих правила закупок для государственных и муниципальных нужд, распространяются и на закупки бюджетных учреждений и иных юридических лиц, осуществляемые в соответствии с этим Законом.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой