Энциклопедия решений. Разграничение сфер действия законов о закупках заказчиками, руководствующимися по общему правилу Законом N 223-ФЗ, применяющими положение о закупке

Разграничение сфер действия законов о закупках заказчиками, руководствующимися по общему правилу Законом N 223-ФЗ, применяющими положение о закупке

Ряд юридических лиц, которые по общему правилу руководствуются Законом N 223-ФЗ, в случаях, установленных ч.ч. 4, 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, обязаны применять положения этого Закона.

Так, автономные учреждения в силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ обязаны руководствоваться Законом N 223-ФЗ. Однако в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ эти организации обязаны применять нормы Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. При этом на них распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в п.п. 1-3 ч. 1 ст. 1 данного Закона, то есть отношения по:

1) планированию закупок товаров, работ, услуг;

2) определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключению гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) (контракта).

Таким образом, автономные учреждения при осуществлении закупок на основании ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ обязаны применять практически все те требования Закона N 44-ФЗ, которые аналогичны содержащимся в Законе N 223-ФЗ и в принимаемом в соответствии с ним положении о закупке (ч. 2 ст. 2, ч.ч. 2-4 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). С учетом же п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ следует вывод, что такие закупки полностью исключаются из сферы действия Закона N 223-ФЗ.

В то же время из тех же норм также следует, что иные нормы Закона N 44-ФЗ, в том числе нормы, регулирующие особенности исполнения контрактов (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ), на договоры таких юридических лиц в рамках закупок, осуществляемых на основании ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, не распространяются. С учетом того, что такие договоры исключаются из сферы действия Закона N 223-ФЗ, к их исполнению должны применяться общие нормы гражданского законодательства.

Также в отношении автономных учреждений при осуществлении указанных закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (п.п. 5-7 ч. 1 ст. 1 этого Закона). Отсюда следует, что на автономные учреждения возлагается, например, обязанность по передаче в реестр государственных и муниципальных контрактов информации о договорах, заключенных в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ в силу ч. 4 ст. 15 этого Закона, поскольку это является одной из мер государственного контроля в сфере закупок (ч. 5 ст. 99, ст. 103 главы 5 Закона N 44-ФЗ).


Несколько сложнее обстоит вопрос с иными юридическими лицами. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ юридическое лицо, не являющееся государственным или муниципальным учреждением, унитарным предприятием, обязано применять положения данного Закона при предоставлении ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. Ряд юридических лиц при этом могут применять по общему правилу Закон N 223-ФЗ, в частности субъекты естественных монополий и организации, осуществляющие иные регулируемые виды деятельности, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований в совокупности превышает 50%, а также дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит заказчикам, перечисленным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, и их дочерние хозяйственные общества.

При осуществлении закупок за счет указанных средств на указанные юридические лица распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. С учетом п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ следует вывод, что такие закупки полностью исключаются из сферы действия этого Закона, однако в данном случае Закон N 44-ФЗ не определяет, какие именно его нормы должны применяться к этим закупкам, относя решение этого вопроса на соответствующие договоры. В этой связи заметим, что ряд подзаконных актов, которые устанавливают требования к выполнению специальных норм Закона N 44-ФЗ, указывают, что они распространяются на все закупки, осуществляемые на основании ч. 4 ст. 15 этого Закона, а на закупки, осуществляемые в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ - только если это предусмотрено соответствующим договором (см., например, п. 5 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084).


Представляется очевидным, что в последнем случае к отношениям, которые не регулируются нормами Закона N 44-ФЗ, применяемыми согласно договору о предоставлении бюджетных инвестиций, должны применяться общие нормы гражданского законодательства. В любом случае, полагаем, что организации, руководствующиеся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, вправе при закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ включать в договоры условия, следующие из норм положения о закупке, которые не противоречат Закону N 44-ФЗ. Правоприменительной практики, подтверждающей данные выводы, к настоящему моменту не сложилось.


Также заметим, что согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании заключается по итогам проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе, не реже чем один раз в 5 лет. Иными словами, выбор аудиторской организации или индивидуального аудитора осуществляется путем проведения именно конкурса, который проводится с применением процедурных норм Закона N 44-ФЗ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой