• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Выбор применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Выбор применения п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Случаи, при которых возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), установлены ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что этот перечень является исчерпывающим, закрытым. Возможность закупки у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований - наличие специального статуса контрагента, издание нормативного или правоприменительного акта, нахождение в особой ситуации - предусматривают два пункта указанной части - п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно осуществление закупки на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ) заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей. Непосредственно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N  44-ФЗ не содержит ограничений на его применение какими-либо категориями заказчиков. Есть только указание на особенность применения для определенного рода закупок:

- ограничения в части установления цены контракта, не превышающей 100 тысяч рублей, не распространяются на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (оговорка, что речь идет о закупках для обеспечения указанной деятельности, в законе отсутствует);

- ограничения годового объема закупок не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

На основании же п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей возможно осуществление закупки государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей. Применять данный пункт могут только заказчики, прямо в нем поименованные (см. также письма Минэкономразвития России от 28.01.2016 N Д28и-252, от 11.04.2016 N Д28и-892, от 07.12.2015 N Д28и-3555).


Закон N 44-ФЗ не содержит указаний относительно соотношения данных пунктов, возможности или невозможности их одновременного применения.


С одной стороны, если исходить из того, что каждый пункт является отдельным основанием для заключения контракта, причем п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ фактически предусматривает исключение из правила, устанавливаемого п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличивая для перечисленных в нем заказчиков сумму каждого контракта, заключаемого с единственным контрагентом без дополнительных к тому оснований, и общую сумму таких контрактов, то можно придти к выводу, что одновременное применение этих пунктов невозможно. Заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вправе осуществлять закупки у единственного контрагента без особых к тому оснований только на основании этого пункта, но не п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заметим, что именно такие разъяснения были даны в письме Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 N Д28-326 относительно одновременного применения п.п. 14, 14.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), аналогичных по своей сути п.п. 4, 5 ч. 1 ст.  93 Закона N 44-ФЗ.


С другой стороны, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений на его применение любыми заказчиками, в том числе перечисленными в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Видимо поэтому в настоящее время Минэкономразвития России дает разъяснения о возможности одновременного применения п.п. 4, 5 ч. 1 ст.  93 Закона N 44-ФЗ (см., например, письма Минэкономразвития России от 10.05.2016 N ОГ-Д28-5736, от 10.05.2016 N Д28и-1195, от 20.07.2015 N Д28И-2065, от 25.05.2015 N Д28и-1363, от 06.04.2015 N Д28и-956, от 31.12.2014 N Д28И-2896, от 16.12.2014 N Д28И-2747, от 09.12.2014 N Д28и-2764, от 22.07.2014 N Д28и-1377).


Однако нельзя гарантировать, что точка зрения государственных органов останется неизменной. В связи с этим заметим, что сначала контролирующие и регулирующие органы давали разъяснения, допускающие одновременное применение п.п. 14, 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ (письмо ФАС России от 09.02.2012 N АЦ/3704, письмо Минэкономразвития России от 27.04.2012 N Д28и-455, письмо Министерства культуры РФ от 30.05.2012 N 71-01-39/04-КЧ), но позднее в теме 2 Обзора разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012), теме 2 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2012) были даны противоположные разъяснения.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой