Энциклопедия решений. Отнесение к категории заказчиков, которые вправе применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Отнесение к категории заказчиков, которые вправе применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Прежде всего следует учесть, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) допускается в порядке исключения (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ фактически устанавливает исключение из исключения, предусмотренного п. 4 той же части, увеличивая указанную в этом пункте сумму разовой закупки со 100 тысяч до 400 тысяч рублей. Поэтому если заказчик не подпадает ни под одну из категорий, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, использовать названную норму он не вправе.


Воспользоваться п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ вправе следующие категории заказчиков:


1) Государственные и муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия.

Как следует из раздела III Основ государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808, под сохранением объектов культурного наследия понимается обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия (зданий и сооружений, образцов инженерных, технических решений, градостроительных объектов, памятников промышленной архитектуры, исторических и культурных ландшафтов, археологических памятников, монументов, скульптурных памятников, мемориальных сооружений и т. д., произведений изобразительного, прикладного и народного искусства, документов, книг, фотографий - всех предметов материального мира, сохраняющих представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи), собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия (языков и диалектов, традиций, обычаев и верований, фольклора, традиционных укладов жизни и представлений об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русской литературы и литературы народов России, музыкального, театрального, кинематографического наследия, созданной в стране уникальной системы подготовки творческих кадров), вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия.

Очевидно, что под использованием и популяризацией объектов культурного наследия понимается использование и популяризация тех же объектов материального и нематериального культурного наследия.

Соответственно, к данной категории заказчиков, которые вправе применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, относятся такие государственные и муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация указанных выше объектов.


2) Государственные или муниципальные учреждения - зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные парки, природные парки, ландшафтные парки, театры, учреждения, осуществляющие концертную деятельность, телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дома культуры, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы.

По нашему мнению, в эту категорию заказчиков входят только те государственные и муниципальные учреждения, из устава которых однозначно следует, что они относятся именно к одному из перечисленных категорий учреждений.

Так, из ст.ст. 3, 15 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Закон N 3612-I) можно сделать вывод, что государственные и муниципальные учреждения культуры - организации указанной организационно-правовой формы, которые осуществляют деятельность, указанную в ст. 4 Закона N 3612-I (см. также п. 1 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 609). Очевидно, что ввиду многообразия аспектов культурной деятельности, исчерпывающего перечня категорий учреждений культуры не может быть дано в нормативном акте. В то же время, например, театром, в соответствии с Положением о театре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329, является некоммерческая организация, то есть юридическое лицо, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (п.п. 1, 6, 7 указанного Положения). Театр может быть создан и в форме учреждения (п. 19 того же Положения). Соответственно, исходя из принципа применения п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в качестве исключения, применять его могут только те учреждения культуры, из наименования или указания видов деятельности в уставах которых видно, что они являются театром, домом или дворцом культуры, клубом или учреждением культуры иной категории, упомянутой в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Иные учреждения культуры использовать данный пункт не могут.

Также в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ приведены наименования некоторых, но не всех, категорий особо охраняемых природных территорий (см. п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Очевидно, что имеются в виду государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие охрану, содержание, управление (эксплуатацию) таковыми особо охраняемыми природными категориями. При этом дан закрытый перечень таких территорий, а значит, и соответствующих учреждений. Поэтому, например, учреждения, осуществляющие охрану, содержание, управление (эксплуатацию) природных заказников, применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не могут.


3) Государственные или муниципальные образовательные организации.

В Законе N 44-ФЗ не раскрывается понятие "образовательная организация". По смыслу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (см., в частности, п.п. 17, 18 ст. 2 этого Закона) к таким организациям относятся некоммерческие организации, в том числе и государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы. Следовательно, все организации, соответствующие указанным требованиям, вправе применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В письмах Минэкономразвития неоднократно отмечалось, что рассматриваемая норма распространяется на все государственные и муниципальные образовательные учреждения (см. письма от 06.02.2014 N ОГ-Д28-776, от 10.12.2013 N Д28и-2282).


4) Физкультурно-спортивные организации.

Согласно п. 30 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ) физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Часть 1 ст. 10 Закона N 329-ФЗ указывает, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РФ. Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов (ч. 2 ст. 10 Закона N 329-ФЗ).

Из п. 1 ст. 5 Закона N 329-ФЗ следует, что физкультурно-спортивные организации включают в себя физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные лиги, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Однако этот перечень не является исчерпывающим.

Соответственно, по нашему мнению, применять п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ вправе казенные и бюджетные учреждения, унитарные предприятия, из наименования или указания видов деятельности в уставах которых видно, что они относятся именно к физкультурно-спортивным организациям.


5) Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые такие дети помещаются под надзор.

Как указано в п. 1 ст. 155.1 СК РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к таким организациям относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В совместном письме Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.05.2016 NN ДЛ-172/07, 15-3/10/2-2844, 12-3/10/В-3155 разъяснено, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся все организации, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.

Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утверждено постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой