Энциклопедия решений. Определение цены контракта по Закону N 44-ФЗ формулой и определение объема исполнения по такому контракту

Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения: положение о закупке

Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки и требования к ним, но не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, условий и порядка. Этот Закон называет некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, тут же, однако, оговаривая, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Среди таких способов п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ упоминает закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), то есть, по смыслу данных норм, без применения конкурентных процедур.

Фактически Закон N 223-ФЗ лишь устанавливает обязанность заказчиков разработать, утвердить и разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении любых условий применения тех или иных способов закупки ни по сумме, ни по периоду процедуры закупки, ни по виду договора, ни по каким-либо иным признакам. В том числе этот Закон никак не ограничивает сумму закупки товаров, работ, услуг у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным способом в течение определенного временного периода или каким-либо иным образом. Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - 500 тысяч рублей, связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления. А применение того или иного способа закупки, в свою очередь, не ставится в зависимость и от обязанности размещения информации в том числе и в указанных случаях.

При этом из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч.ч. 1, 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ явно следует, что сферы действия этих законов не пересекаются. Только в том случае, если заказчик не утвердил и не разместил в ЕИС в установленные сроки положение о закупке, он обязан руководствоваться при закупке Законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Иными словами, нормы Закона N 44-ФЗ о торгах или, например, запросе котировок являются специальными, регулирующими порядок проведения соответствующих процедур только заказчиками, руководствующимися этим Законом. Соответственно, заказчик, руководствующийся Законом N 223-ФЗ, не обязан при установлении в положении о закупке условий применения тех или иных способов закупки, пусть даже и совпадающих с описанными в Законе N 44-ФЗ (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений), руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ, регулирующими условия применения аналогичных процедур.

Не ограничивают свободу заказчика в установлении способов закупки и условий их применения и ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и утвержденное на ее основании постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (далее - Постановление N 616), устанавливающее перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Из ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ следует, что конкурс и аукцион - это способы закупки, в то время в вышеприведенных нормах говорится именно о форме закупки, а конкретный способ или конкретные способы, которыми должна проводиться закупка в этой форме, не названы. Более того, п. 2 Постановления N 616 к случаям, когда закупка в отношении включенных в перечень товаров в электронной форме не осуществляется, отнесена и ситуация, когда закупка осуществляется у единственного контрагента в соответствии с положением о закупке. Иными словами, если положение о закупке предусматривает применение в каких-либо обстоятельствах закупки включенных в утвержденный Постановлением N 616 перечень товаров у единственного контрагента, то требования о проведении закупки в электронной форме на эту ситуацию не распространяется, но не наоборот - заказчик не обязан предусматривать в положении о закупке закупку указанных товаров конкурентным способом.

 

Единственным исключением является обязательный выбор конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" организациями, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 50%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями. Причем такой конкурс проводится по правилам, определенным Законом N 44-ФЗ.

 

Таким образом, положение о закупке может предусматривать, за вышеприведенным исключением, применение в качестве способов закупки как торгов, так и иных, в том числе не предусмотренных законом, конкурентных способов, а также закупки у единственного контрагента, в зависимости от суммы закупки и (или) видов товаров, работ, услуг и иных обстоятельств и (или) отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. - по усмотрению самого заказчика (см. также письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).

 

Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него. Соответственно, выбор способа закупки в любой ситуации зависит от содержания положения о закупке.

 

В том же случае, если заказчик не утвердил и (или) не разместил в ЕИС положение о закупке в установленные Законом N 223-ФЗ сроки, он руководствуется при закупке положениями Закона N 44-ФЗ в части определения контрагента до дня размещения утвержденного положения о закупке. То же касается заказчиков, не исполнивших должным образом обязательств, связанных с закупкой у субъектов малого и среднего предпринимательства, - при выявлении таких нарушений их положение о закупке считается неразмещенным с 1 февраля по 31 декабря года, следующего за тем, в течение которого допущено нарушение (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). По нашему мнению, это означает, что заказчик, не утвердивший и (или) не разместивший положение о закупке, либо положение о закупке которого считается незамещенным, должен руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, регулирующими порядок выбора способа определения контрагента и порядок их проведения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой