Энциклопедия решений. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ

Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных ниже.


Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Данный метод является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта, а использование иных методов допускается только в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).


Нормативный метод согласно ч. 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 этого Закона N 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. По смыслу указанных норм данный метод обязательно применяется в случае установления соответствующих требований и только в этом случае.


Тарифный метод согласно ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги. По смыслу указанной нормы и существа государственного регулирования цен данный метод обязательно применяется в случае такового регулирования цен и только в этом случае.


Проектно-сметный метод заключается в установлении НМЦК в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, или реставрационными нормами и правилами, утвержденными уполномоченными федеральными органами, и применяется при закупке отдельных видов работ, названных в ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. По смыслу приведенной нормы применение данного метода в указанных случаях обязательно. Кроме того, согласно ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ данный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. По смыслу приведенных норм применение проектно-сметного метода в иных случаях неправомерно.


Затратный метод согласно ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Он используется в случае невозможности применения вышеперечисленных методов или в дополнение к иным методам.


Иные методы согласно ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ применяются для определения НМЦК в случае невозможности применения вышеперечисленных методов, указанных в законе. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.


Таким образом, по умолчанию заказчик обязан применять метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), кроме случаев, когда в силу закона должны применяться нормативный, тарифный или проектно-сметный метод. Затратный метод, как основной, применяется при невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен в случаях, не подпадающих под применение нормативного, тарифного и проектно-сметного методов, а иные методы - в случае невозможности применения и затратного метода. Еще раз обратим внимание на то, что закон прямо допускает применение нескольких методов для определения и обоснования НМЦК, однако представляется очевидным, что если закон предусматривает в каком-либо случае применение определенного метода, то в этом случае такой метод должен быть, как минимум, основным.


Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации). Следует иметь в виду, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Поэтому они не обязательны к применению (см. также письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N  Д28и-2094, от 18.12.2015 N  Д28и-3771, от 12.01.2016 N  Д28и-60).

Кроме того, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в дополнение к указанным методическим рекомендациям могут быть установлены иные в целях осуществления закупок для обеспечения нужд субъектов РФ, в том числе по обоснованию и применению иных методов определения и обоснования НМЦК в соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, то есть в случаях, когда невозможно применение методов, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (ч. 20.1 ст. 22 этого Закона).


Особенности определения и обоснования НМЦК в соответствующих сферах устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч.ч. 21, 21.1, 21.2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Также Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК и федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорацию "Росатом", Госкорпорацию "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом Закона N 44-ФЗ (ч. 22 ст. 22 этого Закона).


За несоблюдение порядка обоснования НМЦК должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой