Энциклопедия решений. Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ

Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ

Проектно-сметный метод определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) согласно ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в определении НМЦК на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Определения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства даны в п.п. 13 - 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

По смыслу приведенной нормы применение проектно-сметного метода в указанных случаях обязательно (см. также письма Минэкономразвития России от 12.09.2016 N Д28и-2409, от 19.07.2016 N Д28и-1874, от 24.03.2016 N Д28и-837).

Кроме того, согласно ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ данный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. Согласно ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения их надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Из ч.ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в совокупности следует, что применение проектно-сметного метода в случаях, не указанных в этих нормах, неправомерно (аналогичный вывод прямо содержится в письме Минэкономразвития России от 31.12.2015 N Д28и-3902, разъяснениях по вопросу 5 в письме Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788, косвенно тот же вывод следует из писем Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2899, от 16.12.2016 N Д28и-3512, от 25.11.2016 N Д28и-3139, от 21.07.2016 N Д28и-1957, от 21.01.2016 N Д28и-89).


Разъяснения порядка применения проектно-сметного метода даны в разделе VI Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации).


Отметим, что применение проектно-сметного метода подразумевает наличие проекта (см. также письма Минэкономразвития России от 19.09.2016 N Д28и-2587, от 06.05.2016 N Д28и-1277, от 24.02.2016 N Д28и-417, от 18.12.2015 N Д28и-3795, ответ на вопрос 10 письма Минэкономразвития России от 28.09.2016 N Д28и-2635). В отсутствие проекта определение НМЦК по смете не может считаться осуществленным этим методом. Такой способ определения НМЦК также допустим, но должен быть квалифицирован как иной метод (условно - "сметный метод"), который может применяться только при невозможности применения одного из методов, перечисленных в законе (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Работы по строительству или реконструкции, по общему правилу - и капитальному ремонту, а также неразрывно связанные со строящимся объектом работы согласно п. 2 ст. 740 ГК РФ выполняются по договору строительного подряда. Работы по такому договору в силу п. 1 ст. 743 ГК РФ выполняются в соответствии с технической, то есть проектной (ст. 758 ГК РФ) документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Составление проекта на текущий ремонт законом не предусмотрено, но может быть предусмотрено соглашением сторон, в частности, непосредственно в тексте контракта или в извещении о закупке, с которым участник закупки выражает согласие в заявке. Необходимость проведения экспертизы проектной документации определяется ч.ч. 1-3 ст. 49 ГрК РФ.

Согласование проектной документации при определении НМЦК на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, напомним, отдельно предусмотрено п. 2 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. В этом случае согласование проектной документации осуществляется Министерством культуры РФ (см. п. 6.9 Положения об этом министерстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590).


Государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки утверждены и введены в действие приказом Минстроя России от 30.01.2014 N 31/пр согласно перечню, содержащемуся в приложении 1 к этому приказу. При этом согласно п.п. 5.1, 5.3 Указаний по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 N 37, на основании государственных элементных сметных норм разрабатываются территориальные единичные расценки (ТЕРр), предназначенные, в частности, для подготовки тендерной документации. Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ смета на строительные работы, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, входит в состав проектной документации, за исключением проектной документации линейных объектов. При этом в п. 6.2 Рекомендаций указано, что если строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, связанное со строительством или реконструкцией, объекта капитального строительства планируется осуществлять хотя бы частично за счет средств федерального бюджета, то вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации проводится проверка достоверности определения сметной стоимости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427. Необходимость проверки достоверности сметы при определении НМЦК в других случаях, перечисленных в ч.ч. 9 и 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, нормативными актами не предусмотрена. Однако она может быть введена подзаконными актами, в том числе в рамках административной и (или) бюджетной дисциплины.*(1)

Кроме того, с 1 февраля 2017 года действует Методика применения сметных норм, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2016 N 1028/пр (далее - Методика). Ее положения обязательны для использования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями.


______________________________

*(1) См., например, Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой