Энциклопедия решений. Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Статьей 30 Закона N 44-ФЗ установлены особенности участия в закупках следующих категорий субъектов:

социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением тех, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) (далее - СОНО), осуществляющих в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), то есть внесенных в единый государственный реестр юридических лиц потребительских кооперативов и коммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, соответствующих критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

 

Преимущества для этих участников закупки выражаются в том, что заказчик обязан осуществлять часть закупок в объеме, не ниже установленного данной статьей, именно у СМП и СОНО. Причем такие преимущества предоставляются СМП и СОНО одновременно, а не раздельно для каждой категории субъектов, поскольку ст. 30 Закона N 44-ФЗ такого разделения не предусматривает (см. также разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183).

 

Минимальный объем закупок, которые заказчик обязан осуществлять у СМП и СОНО (далее - доля закупок у СМП, СОНО), составляет 15% совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного по общим правилам (см. п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), но с учетом перечисленных ниже особенностей.

Во-первых, в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в расчет СГОЗ для целей этой статьи не включаются закупки:

- для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

- услуг по предоставлению кредитов (п. 2 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

- работ в области использования атомной энергии (п. 4 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения контрагента (п. 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Во-вторых, в соответствии с ч. 30 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в расчет СГОЗ для целей ст. 30 Закона N 44-ФЗ не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ.

Внимание

Если необходимый объем закупок у СМП и СОНО, рассчитанный с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Закона, составляет ноль рублей, то заказчик не обязан осуществлять закупки у СМП и СОНО (см. также разъяснения по вопросам 1, 2, 6 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2719, от 31.12.2014 N Д28и-2891, от 11.03.2015 N Д28и-643, от 20.07.2015 N Д28и-2096, от 17.09.2015 N Д28и-2812).

Обеспечение преимущественного участия в закупке СМП и СОНО предусмотрено двумя способами, названными в ч.ч. 1 и 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ:

1. Осуществление закупок, в которых начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей, исключительно, в "закрытом режиме", среди СМП и СОНО (см. письма Минэкономразвития России от 06.03.2015 N Д28и-556, от 10.02.2015 N Д28и-146) конкурентными способами, а именно:

- открытых конкурсов,

- конкурсов с ограниченным участием,

- двухэтапных конкурсов,

- электронных аукционов,

- запросов котировок,

- запросов предложений.

 

Заметим, что хотя закупки, указанные в п.п. 1, 4 и 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включаются в объем СГОЗ, из которого рассчитывается доля закупок у СМП, СОНО, заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в этих пунктах, у СМП и СОНО в "закрытом режиме", предусмотренном ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В этих случаях объем таких закупок учитывается в доле закупок у СМП, СОНО (ч. 1.2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

 

2. Установление в извещении об осуществлении закупки требования к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Данное условие включается также в контракт, заключаемый по итогам закупки, извещение о которой содержало это условие (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). При этом в долю закупок у СМП, СОНО включается только объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, установленный в виде процента от цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

При этом требование о том, что начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей, установленное в отношении закупок исключительно среди СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, к контрактам, заключаемым в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не применяется (см. также письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2740).

 

Какого-либо перечня товаров, работ, услуг, которые должны закупаться у СМП, СОНО, не установлено. То есть приобретаться в порядке, установленном ст. 30 Закона N 44-ФЗ, у СМП, СОНО могут любые товары, работы, услуги, главное - чтобы доля закупок была не менее установленной законом (см. также письма Минэкономразвития России от 15.01.2015 N Д28и-79, от 23.12.2014 N Д28и-2785).

Внимание

Закупка у СМП или СОНО, осуществленная любым другим способом, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО. В частности, такой закупкой не является закупка у СМП, СОНО как у единственного контрагента в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 15.10.2015 N Д28и-3023). В эту категорию попадают и контракты, заключенные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в результате признания закупки, которая осуществлялась среди СМП и СОНО конкурентным способом, несостоявшейся (см. п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Аналогично сумма цен договоров с СМП, СОНО, заключенных в целях исполнения контракта, контрагентом, для которого обязанность привлечения таких субъектов не предусмотрена извещением о закупке, не включается в долю закупки у СМП, СОНО. Такое условие не может быть внесено в контракт позже, например, дополнительным соглашением к нему (см. тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2015)).

 

Вопросы, связанные с особенностями проведения закупки с предоставлением вышеописанных преимуществ СМП, СОНО, рассмотрены в отдельных материалах.

 

В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить в порядке и по форме, определенным Правительством РФ, отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в единой информационной системе. Вопросы, связанные с составлением и размещением указанного отчета, рассмотрены в отдельном материале.

 

Следует учитывать, что за осуществление закупок у СМП, СОНО в размере менее установленного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой