• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ

Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, перечисленные в этой части, в том числе соответствие требованиям, установленным законом для осуществления деятельности, необходимой для исполнения контракта, ненахождение участника закупки - юридического лица в состоянии ликвидации или банкротства, неприостановление деятельности участника в административном порядке, отсутствие конфликта интересов и др. По нашему мнению, по смыслу указанной нормы, а также иных норм Закона N 44-ФЗ предъявление заказчиком единых требований к участникам закупки обязательно при любых закупках (кроме требования об обладании правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть предъявлены только при закупке прав на такие результаты).

Кроме того, согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Дополнительные требования могут быть установлены Правительством РФ к:

- участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). В настоящее время такие требования установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99;

- участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг (ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

 

Перечень требований, установленный ч.ч. 1-3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является исчерпывающим, заказчики не вправе устанавливать иных требований к участникам закупок (ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, см. также, например, решение ФАС России от 30.09.2014 N К-1424/14). Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (ч. 7 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

 

По смыслу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок в обязательном порядке проверяет соответствие участников закупок требованиям, установленным законом для осуществления деятельности, составляющей исполнение контракта (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), во всех случаях, а требованию об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) - если такое требование установлено заказчиком. Также в обязательном порядке проверяется соответствие участников закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ. Соответствие участников закупок требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, проверяется комиссией по осуществлению закупок обязательно, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора. Соответствие участников закупок всем прочим единым требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок вправе проверять. Это относится и требованию, предусмотренному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.

 

Последствия несоответствия участников закупки указанным требованиям изложены в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: при выявлении такого несоответствия (предоставлении недостоверных данных о соответствии) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагента) или отказ от заключения контракта с победителем определения контрагента осуществляется в любой момент до заключения контракта. Перечисленные в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ действия являются обязанностью заказчика (см. п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N  44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом ВС РФ 28.09.2016 (далее - Обзор)). Порядок отстранения участника закупки от участия в определении контрагента определяется нормами о конкретных процедурах. Порядок отказа от подписания контракта описан в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Заметим, что в п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент не соответствует установленным извещением о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения контрагента, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Контракт, заключенный с победителем определения контрагента, не соответствующим требованиям к участникам закупки, является ничтожным в соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ (см. п.п. 9 и 10 Обзора).

 

Требования к участникам закупки не следует смешивать с требованиями к товарам, работам, услугам - обязательная регистрация или сертификация и т.п. (см. также ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Хотя в самом Законе N 44-ФЗ такое смешение присутствует: ч. 10 ст. 31 этого Закона регулирует вопросы, связанные с закупкой жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на которые должны быть зарегистрированы предельные цены. Полагаем, что такое смешение, включение этих норм в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, устанавливающую требования к участникам закупки, вызвано совпадением предусмотренных последствий нарушения указанных требований и требований к участникам закупки: отстранение участника закупки от участия в определении контрагента или отказ от заключения контракта с ним.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на октябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой