Энциклопедия решений. Единые требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ

Единые требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки (далее - участники):

- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). К таким требованиям относятся, прежде всего, наличие лицензии, членство в саморегулируемой организации и (или) наличие свидетельства о допуске, выдаваемого такой организацией, дающих права на осуществление определенного вида деятельности, в случаях, если это предусмотрено законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ);

- непроведение ликвидации участника - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

- неприостановление деятельности участника в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

- отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

- отсутствие у участника - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

- участник - юридическое лицо, которое в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу: http://genproc.gov.ru/ в разделе "Противодействие коррупции";

- обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

- отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

- участник не является офшорной компанией, определение которой дано в п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

 

По нашему мнению, по смыслу указанной нормы предъявление заказчиком единых требований к участникам обязательно при любых закупках. Исключение составляет требование об обладании исключительными правами, которое предъявляется только при закупке прав на такие результаты, на что прямо указано в п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Об обязательном установлении заказчиком данных требований при проведении закупок конкурентными способами указано в нормах, регулирующих эти способы: ч.ч. 7-9 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч.ч. 3, 4 ст. 56, ч. 3 ст. 57, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 3 ч. 5 ст.  80, п. 2 ч. 4 ст. 83, ч. 1 ст. 84, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ.

В отношении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) специальные нормы закона таких указаний не содержат. Однако поскольку ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает требования к участникам всех закупок, без оговорок, и специальные нормы о закупках у единственного контрагента также не содержат оговорок о неприменении этих требований, такие требования применяются и в этом случае. Аналогичного мнения придерживаются и представители Минэкономразвития России (см. письмо от 21.12.2015 N Д28и-3757, п. 2 письма от 19.11.2015 N Д28и-3483).

 

По смыслу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок (далее также - комиссия) в обязательном порядке проверяет соответствие участников требованиям, установленным законом для осуществления деятельности, составляющей исполнение контракта (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), во всех случаях. Кроме того, комиссия обязательно проверяет соответствие участников требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора. Соответствие участников всем прочим единым требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, комиссия вправе проверять. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Вместе с тем обязательность представления участником документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, при закупках путем проведения конкурсов, аукционов установлена нормами о соответствующих способах (пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Соответствие остальным единым требованиям только декларируется (за исключением требования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, соответствие которому участник декларировать не обязан), представления документов, подтверждающих соответствие данным требованиям, законом не предусмотрено. Таким образом, заказчик, комиссия по осуществлению закупок может проверять соответствие этим требованиям только исходя из информации, содержащейся в открытых источниках.

 

Подробнее единые требования к участникам и возможные пути проверки соответствия им рассмотрены в отдельных материалах.

Тема

Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ

 

См. также

Проверка соответствия участника закупки по Закону N 44-ФЗ требованиям, установленным законом для исполнения контракта

Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством

Требование о ненахождении участника закупки по Закону N 44-ФЗ в состоянии ликвидации или банкротства

Требование о неприостановлении в административном порядке деятельности участника закупки по Закону N 44-ФЗ

Требование об отсутствии у участника закупки по Закону N 44-ФЗ недоимки по налогам

Требование об отсутствии у участника закупки по Закону N 44-ФЗ или у работников участника закупки судимости и дисквалификации

Требование об обладании участником закупки по Закону N 44-ФЗ исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности

Требование об отсутствии между участником закупки по Закону N 44-ФЗ и заказчиком конфликта интересов

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой