• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ

Описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ

Единые требования к описанию объекта закупки в документации о закупке объекта закупки даны в ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Положения, которые содержит эта норма, могут быть разделены на следующие категории:

- требования непосредственно к описанию объекта закупки, которые обязательно должны применяться в любом случае (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

- требования непосредственно к описанию объекта закупки, которые обязательно должны применяться в определенных обстоятельствах, в том числе в зависимости от решений заказчика относительно описания объекта закупки (п.п. 2-7 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

- запрет на установление требований к участнику (ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

- правила установления требований к качеству объекта закупки и к выполнению сопутствующих обязательств (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).


Обязательные требования к описанию объекта закупки в целом сводятся к обязательности описания объекта закупки через его функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, эти характеристики определяются показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация о закупке может определять товары, подлежащие поставке, а товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, - определяет по умолчанию, посредством указания товарных знаков, однако такое указание обязательно должно сопровождаться словами "или эквивалент". Иными словами, по нашему мнению, документация о закупке должна содержать общее, "родовое" описание приобретаемых и (или) используемых товаров (а также результатов работ), относящихся к одной группе, категории, конкретизация же наименования и характеристик таких товаров производится участником закупки в его заявке. Частным случаем данного требования, на наш взгляд, является установленное п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ требование об указании в документации о закупке лекарственных средств их международных непатентованных наименований или, при отсутствии вышеуказанных наименований, химических, группировочных наименований. Подробнее вопрос о конкретизации товаров, приобретаемых в рамках закупки по Закону N 44-ФЗ, рассмотрен в отдельных материалах.


Требования, применяемые в зависимости от обстоятельств, в свою очередь, за исключением случая, предусмотренного вышеупомянутым п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, делятся на две группы:

- применяемые по умолчанию и

- применяемые в зависимости от решения заказчика.

Так, по умолчанию предполагается использование в описании технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Использование других показателей, требований, обозначений и терминологии допускается только при наличии необходимости, причем в документации о закупке должно содержаться обоснование такой необходимости (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Также по умолчанию предполагается, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Однако заказчик может предусмотреть в описании объекта закупки иное, то есть возможность поставки бывшего в употреблении товара (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).


В зависимости от решений заказчика относительно описания объекта закупки применяются следующие требования:

- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

- если документация о закупке содержит требование о соответствии поставляемого товара изображению, такая документация должна содержать соответствующее изображение, позволяющее идентифицировать товар и подготовить заявку на участие в закупке, окончательное предложение (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

- если документация о закупке содержит требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету, такая документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки соответствующего образца или макета (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).


Запрет на включение требований к производителю товара, к участнику закупки в документацию о закупке, в том числе - в описание объекта закупки, установлен ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Этой нормой прямо запрещено установление требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы, а также требования к его деловой репутации, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для исполнения контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ. По нашему мнению, очевидно, что речь идет о запрете включения в документацию о закупке, в описание объекта закупки указаний, что факт несоответствия указанным требованиям исключает заключение контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, по общему правилу, предусмотренному ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, устанавливаются заказчиком при необходимости. Исключения составляют случаи закупки машин и оборудования, когда предъявление некоторых таких требований обязательно.


Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством РФ (в настоящее время таких особенностей не установлено) (ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой