Энциклопедия решений. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов по Закону N 44-ФЗ

Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов по Закону N 44-ФЗ

Как следует из ст. 37 Закона N 44-ФЗ, антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов (далее также торги) применяются в случае, если в ходе торгов цена контракта снижается на 25% и более по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК). Причем в силу ч. 11 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заключается контракт, требования ст. 37 Закона N 44-ФЗ распространяются в полном объеме. По нашему мнению, это означает, что антидемпинговые меры применяются в случае, если участник конкурса или аукциона, с которым должен быть заключен контракт в случае уклонения от заключения контракта победителя торгов, предложил цену, сниженную на 25% и более по сравнению с НМЦК.


Установленной для применения по общему правилу для любых ситуаций мерой является требование предоставления обеспечения исполнения контракта в повышенном в полтора раза по сравнению с размером, указанным в документации о закупке, размере (ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Другой мерой, которая может быть применена вместо вышеназванной при любой закупке, при которой НМЦК составляет 15 миллионов рублей и менее, является требование предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, с которым заключается контракт. Согласно ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в такой ситуации участником закупки предоставляется либо полуторакратное обеспечение исполнения контракта либо обеспечение контракта в размере, указанном в документации о закупке, и информация о его добросовестности на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 той же статьи (см. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2112, постановление АС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 N Ф01-860/15).

Подробнее вопросы предоставления обеспечения исполнения контракта в повышенном размере, а также подтверждающей добросовестность участника закупки информации рассматриваются в отдельных материалах.


Кроме того, в зависимости от предмета закупки ст. 37 Закона N 44-ФЗ установлены иные антидемпинговые меры.

Во-первых, в силу ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до 25% ниже НМЦК;

2) на 25% и более ниже НМЦК. При этом величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок (ч. 8 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 04.08.2014 N Д28и-1590, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе изменять значимость критерия "цена контракта" при оценке всех заявок, поданных на участие в конкурсе. При этом значимость нестоимостных критериев оценки должна быть изменена таким образом, чтобы сумма величин значимости всех критериев составляла 100% (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Во-вторых, ч.ч. 9, 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры при проведении торгов для заключения контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). В этом случае участник закупки, предложивший цену, которая на 25% и более ниже НМЦК, обязан обосновать предлагаемую им цену контракта. Вопросы о том, каким образом представляется такое обоснование, рассмотрены в отдельном материале.

К сожалению, из приведенных норм закона не ясно, применяются ли антидемпинговые меры при осуществлении указанных видов закупок дополнительно к общеустановленным или же вместо них. Из ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, содержащей норму о мерах, применяемых в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, можно сделать вывод, что они являются дополнительными. Аналогичный вывод можно сделать из пояснительной записки к подготовленному Минэкономразвития России законопроекту об удалении обеих этих норм. Однако каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики, однозначно разрешающих данный вопрос, к сожалению, не найдено.


Следует учитывать, что положения ст. 37 Закона N 44-ФЗ не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой