Энциклопедия решений. Запрет на проведение переговоров с участниками закупки по Закону N 44-ФЗ

Запрет на проведение переговоров с участниками закупки по Закону N 44-ФЗ

Статьей 46 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участником закупки. По нашему мнению, по контексту норм данной статьи речь идет фактически о запрете на переговоры с участниками закупок конкурентными способами. Причем законом устанавливается период, в течение которого действует такой запрет, и оговорки о возможности исключений из данного общего правила.

Так, согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 44-ФЗ проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Как мы понимаем, запрет на переговоры "в отношении заявок", означает запрет на обсуждение информации и документов, содержащихся в таких заявках, то есть и предложений участников закупки, подавших эти заявки, и документов, подтверждающих правоспособность данных участников, полномочия лиц, представляющих их и т.п. (ч. 2 ст. 51, ч.ч. 3, 5, 6 ст. 56, ч.ч. 3, 4, 12 ст. 57, ч. 3 ст. 73, ч. 6 и ч. 10 ст. 83, ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, запрещены переговоры фактически по всему спектру вопросов, касающихся проведения закупки. Иными словами, запрещены переговоры по вопросам, относящимся к проведению конкретной закупки, что не исключает проведения заказчиком переговоров с участниками любой конкретной закупки по иным вопросам, например, по вопросам исполнения контрактов, заключенных ранее в рамках иных закупок. Причем запрет действует только до момента определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть до выявления одного конкретного лица, с которым должен заключаться контракт, некоторые условия которого, оговоренные в законе, уже могут обсуждаться. Например, это касается возможности увеличения количества приобретаемых товаров, работ, услуг (ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, предусмотрена возможность установления исключений из запрета на переговоры с участниками закупки. В качестве таких исключений можно указать следующие:

- право участника закупки запросить разъяснения документации о закупке и, соответственно, обязанность заказчика дать такие разъяснения (ч.ч. 7, 8 ст. 50, ч. 7 ст. 60, ч.ч. 1-5 ст. 65, ч. 17 ст. 85, ч.ч. 4, 5 ст. 87 Закона N 44-ФЗ);

- обсуждение предложений в отношении объекта закупки, содержащихся в заявке на участие в двухэтапном конкурсе, с участниками такого конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Иных исключений в настоящее время не установлено.

В отношении же электронного аукциона ч. 2 ст. 46 Закона N 44-ФЗ установлено особое правило: при проведении данной процедуры проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником электронного аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронном аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации. Какого-либо перечня случаев, когда переговоры с участником электронного аукциона создают ему преимущества законом не предусмотрено. Представляется, что такого перечня и не может быть дано, поскольку этот вопрос относится к категории оценочных.


Обращаем внимание, что запрет, установленный ст. 46 Закона N 44-ФЗ, универсален: переговоры по вопросам, касающимся проведения любой конкретной закупки, не может инициировать ни заказчик, осуществляющий такую закупку, ни участник этой закупки (за исключением запроса о разъяснении конкурсной документации, документации об аукционе).

Тема

Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 44-ФЗ


Практические ситуации

Построить список


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой