Энциклопедия решений. Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ

Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ

На практике у заказчиков часто возникает вопрос о возможности дополнительного снижения цены контракта, заключаемого с лицом, которое не является плательщиком НДС (например, в силу применения упрощенной системы налогообложения), на сумму данного налога. При решении данного вопроса необходимо исходить из следующего.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Контракт по итогам электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок в силу прямых указаний ч. 10 ст. 70, ч. 14 ст. 78, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт по итогам соответствующей процедуры (в отношении аукционов см. также ч. 4 ст. 68, ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). То же в отношении контрактов, заключаемых по результатам конкурсов, запроса предложений, следует из приведенных выше положений п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, положений об оценке заявок ст. 32 Закона N 44-ФЗ, а также п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 54 и ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 34, ч. 18 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий, и в первую очередь - о цене контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самими ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. При этом все нормы ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, допускающие изменение цены контракта допускают такое изменение только по соглашению сторон.

 

Таким образом, контракт по итогам конкурентных процедур заключается и исполняется по цене, предложенной контрагентом, определенным по итогам соответствующей процедуры. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке.

 

Следует учитывать, что Закон N 44-ФЗ основан, в том числе, на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами самого этого Закона (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Соответственно, термин "цена контракта" должен толковаться исходя из норм Гражданского кодекса РФ. Из ст. 424 ГК РФ же можно сделать вывод, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается.

При этом в силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, в рамках же отношений между сторонами договора (контракта) следует руководствоваться гражданским законодательством.

 

Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной контрагентом, с учетом корректировок, предусмотренных ч. 18 ст. 34, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вне зависимости от вида применяемой им системы налогообложения. Аналогичные разъяснения неоднократно давались и регулирующими органами (см., например, письма Минэкономразвития России от 20.11.2014 N Д28-2549 и от 19.01.2017 N Д28и-220, письмо Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300).

 

То же касается и оплаты по контракту. Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).

Таким образом, товары, работы, услуги, поставленные, выполненные, оказанные по контракту, должны оплачиваться заказчиком именно по цене, установленной контрактом, вне зависимости от того, является ли контрагент плательщиком НДС или нет. Аналогичные разъяснения неоднократно давались регулирующими органами (см. п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письма Минэкономразвития России от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, письмо Минфина России от 05.09.2014 N 03-11-11/44793).

 

При этом указание в тексте договора (контракта) на то, что цена контракта "включает НДС" или установлена "без учета НДС", по существу лишь отражает порядок определения этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Причем, как было сказано выше, требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон договора (контракта). Иными словами, цена контракта, предложенная контрагентом, должна включаться в текст контракта как установленная "с учетом НДС" или "без учета НДС" в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Из этого также вытекает, на наш взгляд, что само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а только указанием на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более - на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой