Энциклопедия решений. Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств в 2015 и (или) 2016 годах

Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ в 2015 году

Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет поставщику, подрядчику, исполнителю (далее - контрагент) отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек.

Внимание

Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты и (или) списания неустоек контрагента утверждены постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 и рассмотрены в отдельном материале.

Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) определены постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 (далее - Постановление). В соответствии с п. 6 Постановления, оно действовало до 1 января 2016 года. Однако его положения остаются актуальными для проверки правильности действий заказчика в 2015 году.


В силу п. 1 Постановления заказчики предоставляли отсрочку уплаты неустоек и (или) осуществляли списание начисленных сумм неустоек в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения контрагентом всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Таким образом, применять Постановление неправомерно к:

- незавершенным обязательствам по контракту (см. разъяснения по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 22.06.2015 N  Д28и-1815, разъяснения по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 21.12.2015 N  Д28и-3764);

- контрактам, по которым контрагент выполнил основные обязательства до 2015 года (см. письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 N  Д28и-2305, постановления Восьмого ААС от 09.02.2016 N 08АП-13653/15, Пятого ААС от 06.08.2015 N 05АП-6473/15);

- контрактам, расторгнутым по соглашению сторон до исполнения всех предусмотренных в них обязательств (см. письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N  Д28и-2194).


При этом, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 21.12.2015 N  Д28и-3667, положения Постановления распространяются на все контракты, исполненные контрагентом в полном объеме в 2015 году, вне зависимости от срока возникновения задолженности.


Списание начисленных сумм неустоек, указанных в п. 1 Постановления, допускалось по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (п. 2 Постановления).


Правила предоставления отсрочки уплаты неустоек и (или) списания начисленных сумм неустоек были определены п.п. 3, 4 и 5 Постановления. Выбор правила зависел от общей суммы неуплаченных контрагентом заказчика неустоек. Сами правила были сформулированы в п. 3 Постановления. Перечислим их:

1. Если общая сумма неуплаченных неустоек не превышала 5% цены контракта, заказчик осуществлял списание неуплаченных сумм неустоек (пп. "а" п. 3 Постановления).

2. Если общая сумма неуплаченных неустоек превышала 5% цены контракта, но составляла не более 20% цены контракта, заказчик в силу пп. "б" п. 3 Постановления:

- предоставлял отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;

- осуществлял списание 50% неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года.

3. Если общая сумма неуплаченных неустоек превышала 20% цены контракта, заказчик предоставлял отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года (пп. "в" п. 3 Постановления).

Как указано в п. 5 Постановления, списание начисленных сумм неустоек в соответствии с пп.пп. "а" и "б" п. 3 Постановления распространялось на принятую к учету задолженность контрагента заказчика независимо от срока ее возникновения и осуществлялось путем списания с учета задолженности контрагентов по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Порядок списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержден приказом Минфина России от 29.06.2015 N  98н.

О предоставлении отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек заказчик уведомлял контрагента в письменной форме (п. 4 Постановления).


Поскольку в п. 1 Постановления указывается, что заказчик совершает предусмотренные им действия, а не "вправе" их совершить, можно сделать вывод, что применение положений Постановления для заказчиков обязательно. Такой вывод неоднократно включался и в письма Минэкономразвития России (см. письма от 15.05.2015 N  Д28и-1376, от 15.05.2015 N  Д28и-1375, от 27.11.2015 N  Д28и-3575, от 14.12.2015 N  Д28и-3619). Эта позиция находит подтверждение и в судебной практике (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 N Ф04-28134/15, АС Поволжского округа от 11.03.2016 N Ф06-6317/16, Шестого ААС от 10.08.2015 N 06АП-3391/15, Двенадцатого ААС от 12.11.2015 N 12АП-10738/15, Тринадцатого ААС от 22.09.2015 N 13АП-18781/15, Пятнадцатого ААС от 01.09.2015 N 15АП-13893/15). Должны заметить, что иногда суды придерживаются и иной позиции: что применение Постановления является правом, а не обязанностью заказчика (см., например, постановление Двадцатого ААС от 15.07.2015 N 20АП-3868/15). Однако мы считаем, что эта точка зрения недостаточно обоснована.

Поскольку речь идет о списании или отсрочке уплаты сумм штрафных санкций по контрактам, обязательства по которым уже исполнены, никакие изменения в контракт не вносятся. Такое же мнение высказано и представителями Минэкономразвития России (см. письмо от 04.06.2015 N Д28и-3869, разъяснения по вопросу 2 в письме от 01.07.2015 N Д28И-1842). Подтверждение ему можно найти и в судебной практике (см. постановление Тринадцатого ААС от 16.02.2016 N 13АП-31741/15).

Равным образом положения Закона N 44-ФЗ и Постановления не устанавливают обязанность заказчиков указывать в документации о закупке положения об отсрочке уплаты и (или) списания неустоек (см. также решения ФАС России от 16.11.2015 N К-1539/15, от 19.10.2015 N К-1365/15, от 02.12.2015 N К-1657/15).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой